Сдвиг по фазе

kissandcry Нет рубрики

Мы — фигуристы, а это значит, что музыка и танец всегда у нас на уме. Нам надо много слушать и смотреть, без этого можно пропустить подходящую музыку или отстать от танцевальной моды. Сейчас лето, и это прекрасное время для походов на культурные мероприятия. Когда идешь налегке, не надо стоять в очереди в гардероб, а на выходе после концерта или спектакля — тепло и светло.

В учебный сезон у меня вообще не было времени для походов в концертные залы и театры, в будни вечера занимала работа, а выходные — тренировки ансамбля. Сейчас пришло время восполнить, и вчера я слушала музыкальное произведение, и очень хочу с вами поделиться впечатлениями.

Я, конечно, немного отстала от культурной жизни в Москве (по семейным обстоятельствам), но лучше поздно, чем никогда. И вот наконец-то я посетила Концертный зал «Зарядье», плюс парк, в котором он находится. По моему мнению, «Зарядье» — единственная в Москве концертная площадка современного уровня. Архитектура, зеркала во внутренней отделке, круговой зрительный зал и прекрасная акустика — всё на высоте. Я была в большом зале, а есть еще и малый, в котором, к моему большому удивлению, есть стоячие места. В общем, место, в целом хорошее и снаружи и внутри.

Но это всё, как говорится, присказка — а сказка будет впереди. Слушала я в этом прекрасном концертном зале музыку Стивена Райха. Это у него сдвиг по фазе, а не у меня, как вы могли подумать. Да-да, phase shift- визитная карточка родоначальника минимализма, живого американского классика. Вчерашнее произведение звалось «Музыка для 18 музыкантов» и те, кто уже знаком с творчеством Райха, поздравьте меня, вчера вечером я стала, посвященной, «жертвой бесконечного повторения», длительностью более часа.

Интересный опыт, много впечатлений от сдвинутой по фазе музыки, вплоть до того, что в какой-то момент пришла мысль — «может это и не музыка вовсе?». И хотя я не люблю минимализм (и неоднократно в этом признавалась), с чисто познавательной точки зрения, полезно хотя бы раз послушать то или иное произведение Стива Райха.

18 музыкантов на сцене извлекали звуки из скрипки, виолончели, четырех роялей, ксилофонов, металлофонов, кларнета и бас-кларнета, были еще маракасы и четыре вокалистки, которые извлекали звуки из самих себя. Некоторые музыканты играли на нескольких инструментах. Например, известная пианистка Полина Осетинская играла на фортепиано и шумела маракасами. В общем, на сцене существовала, звучала и двигалась отдельная вселенная, усиленная световыми эффектами.

«Музыка для 18 музыкантов» появилась в результате увлечения Райха индонезийской музыкой, а именно звучанием гамелана, традиционного оркестра ударных инструментов.

Стив Райх о гамелане и своем произведении «Музыка для 18 музыкантов» : «Один музыкант стучит все 64 ноты цикла, другой — в два раза реже, то есть 32, третий еще в два раза реже. У каждого свой ударный инструмент. И есть музыкант, который сидит перед огромным гонгом, а в гонг полагается бить один раз в конце цикла из 64 нот. Функция этого музыканта — как правило, это седой старик — и состоит в этом тяжелом „бу-у-ум“. Я вовсе не собирался воспроизводить звучание гамелана, я хотел понять, как эта музыка устроена внутри себя, как можно вообще по-другому организовать музыку, не так, как это предусматривает западноевропейская классическая традиция».

В общем, вышла из зала в теплый московский вечер, в цветущий и благоухающий парк Зарядье в недоумении, размышляя — является ли музыкой «сдвиг по фазе» или нас всех обманул изобретательный экспериментатор Стивен Райх?

Похожие записи

Как они там без нас?

Много сейчас разговоров о том, что без россиян международное фигурное катание станет неинтересным, некрасивым, «испортится». Вот уже наши фк-функционеры потирают […]

Московский лёд: закрытие сезона

Ну что ж? Сегодня за окном летний дождь, а вчера на Arena Play московские (и не только) фигуристы-любители закрывали сезон. […]

Полезно или неполезно?

Тело спортсмена очень часто становится полем для бесконечных экспериментов. Хочется же быть сильнее, красивее (читай — тоньше). И начинается — […]

Добавить комментарий