Полный Аранхуэz

kissandcry Нет рубрики

Только-только завершилось Первенство России среди юниоров. Мне удалось посмотреть практически всё. И как обычно, меня в большой степени интересовал музыкальный материал, который выбрали тренерские штабы для юных спортсменов. Ясно же, что не так много есть фигуристов-юниоров, которые сами бы выбирали себе музыку к программам. Но это даже и хорошо, на мой взгляд. Совсем другое дело, когда у тренеров и постановщиков есть проблемы с музыкальной грамотой. Но ближе к делу.

Сразу два фигуриста из «Ангелов» выходили на лёд под одну и ту же «красивую музыку», как заметила комментирующая соревнования Евгения Медведева. Как называется Женя не сказала, думаю, не знает. Хотя и слышала не однократно. И мы слышали эту музыку, но мы, в отличие от Евгении, знаем, как она называется и кто автор.

Это Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром испанского композитора XXвека Хоакина Родриго. Концерт — это большое трехчастное произведение, и самая известная часть именно этого концерта вторая — Адажио. Написан этот шедевр в 1939 году. А мы знаем, что творилось в то время в Европе, и особенно в Испании. В Аранхуэсе композитор Родриго провел медовый месяц. Волшебные сады, полные цветов, журчащие фонтаны, чего еще желать влюбленным, только что связавшим себя узами брака? И вот вторая часть концерта — воспоминание о том времени, мир, покой, тишина и любовь… А в реальности — страх перед войной, уже случилась Герника, и семейная трагедия — смерть ребенка. Вот при таких сложных трагических обстоятельствах было написано это произведение. Поэтому, полагаю, си минор.

Конечно, там не было слов. Тексты к Адажио появились позже, причем разнообразные. Часто так бывает, что хорошая инструментальная музыка привлекает к себе вокалистов. Ну, зачем добру пропадать? И обе программы на Первенстве России были под Адажио с вокалом: у Анастасии Зининой — с женским, у Егора Рухина — с мужским. Это логично.

Егор Рухин катал под Аранхуэсский концерт короткую программу. В профайле фигуриста на странице ИСУ указано «En Aranjuez con tu Amor» Jose Carreras. Автор музыки не указан, только исполнитель, известный в прошлом веке тенор Хосе Каррерас.

Вот такой текст у этой версии:

Аранхуэс…
Сновиденья, грёзы и любовь…
Плеск фонтанных струй, чистейших как хрусталь,
В саду звучит, точно вода
Что-то тихо шепчет розам.

Аранхуэс…
Стаи листьев, жёлтых и сухих…
Их носит ветер,
Как листы воспоминаний дорогих…
Узы, что связали нас двоих,
Мы без причин забываем…

А может, та любовь до сих пор жива?
Спрятавшись в закате,
Ветре иль цветке,
С нетерпеньем ждёт она тебя!

В целом нормально, ничего такого типа — «сожгу и съем», «мы все хотим умереть» и прочей круэлльской лабуды. Текст, светлый, чистый, хотя и печальный, соответствует музыке. На испанском языке, а значит и вовсе мало кому понятный.

Анастасия Зинина катала под Адажио произвольную программу. И если у Егора только Родриго, то у Насти сложный по задумке, но не очень аккуратно склеенный коллаж, в котором присутствуют женский вокал, и скрипка-соло (подозреваю, что из Эдвина Мартона) и что-то а-ля «однажды в Мексике», в общем, полноценная паэлья из более менее схожих ингредиентов. В профайле музыка обозначена совсем просто — «Concierto De Aranjuez», автор не указан. А зачем? Знающие люди — знают, не знающие — слышали много раз красивую музыку, а автору и вовсе уже все равно. Мне стало интересно, кто исполняет вокальную партию, поискала, нашла В контакте очень похожую запись. Подписано — Антипова Надя. Серьезно, Карл? Неужели правда, Антипова Надя? Хотя что касается музыки, ВК, конечно, не авторитет, там и Шопена легко выдают за Бетховена, и Чайковского за Моцарта. Кто знает, что и кто скрывается за Антиповой Надей. В любом случае, кто бы ни была эта исполнительница, поёт весьма посредственно, за что выбрали именно этот вариант, уму непостижимо.

Собственно почему «полный аранхуэz»? Фигурное катание — эстетический вид спорта, а хороший фигурист — спортсмен-актер, сочетающий в себе техническую мощь и артистизм. Юниоры, юноши и девушки,- те, кто может стать таковыми, если ими будут заниматься люди сведущие, образованные и грамотные. Те, которые бережно относятся к музыкальному наследию, воспринимающие музыку как партнера, а не как фон с акцентами. Грубое исполнение Нади Антиповой (если это она) и Хосе Каррераса (странно, что известный всему миру певец так некачественно исполняет это произведение), не менее грубая и невежливая «нарезка» музыки, слабая хореография у обоих, но особенно у Анастасии Зининой, и как следствие блеклое и пустое исполнение. В программах нет ни буквальной красоты Аранхуэсских садов, ни скрытой подоплеки, ни новаторского прочтения. Это просто ни о чем, просто «полный АранхуэZ». Полагаю, было бы гораздо лучше, если бы для программ взяли оригинальное произведение, тонкое, изысканное, благородное, и создали бы просто «испанскую» программу. И попали бы в нескольких зайцев: обучили, просветили и развили как спортсменов, так и их болельщиков. Или же и вовсе не брать это сложное произведение и выбрать для фона что-нибудь попроще.

Естественно, это великое произведение «прочитано» многими гитаристами. И если есть желание, можно послушать несколько версий. Но здесь я бы хотела все-таки прикрепить Адажио в исполнении Пако де Лусия, испанского гитариста-виртуоза.

Похожие записи

Железный занавес

Похоже мы, как в старые добрые времена, снова оказались за железным занавесом. Только раньше он закрывался изнутри, а теперь — […]

Лаская клавиши…

Прочла недавно, что самой популярной музыкой в фигурном катании в этом сезоне стала «Rain in Your Black Eyes» итальянского композитора […]

А вы скучаете по Оберстдорфу?

Большие соревнования в Оберстдорфе в этом сезоне начинаются 23 мая, то есть уже в понедельник. Это ли не повод для […]

Добавить комментарий