Яна Савельева: «Для меня это и отдых, и спорт, и вообще жизнь»

kissandcry Нет рубрики

С этой девушкой мы, помню, познакомились на Локомотиве. Меня тогда поразило, как выразительно человек катается. И удивило, почему мы не пересекались раньше. Мы подписались друг на друга в Instagram, и по постам поняла, что это человек с абсолютно своим взглядом и пониманием фигурного катания, очень глубокий и интересный. Очень рада была увидеть Яну в списках участников Кубка Москвиной, и еще тогда захотела сделать с ней интервью. Но получилось — после старта в Пересвете, в котором мы обе принимали участие. Советую вам почитать, и посмотреть, потому что то, что делает Яна — потрясающе, тонко, осмысленно.

Яна, насколько я знаю, тренируешься ты довольно давно, как взрослая фигуристка, но первый любительский старт, на котором мне, по крайней мере, удалось тебя увидеть — был Кубок Москвиной этой осенью. Что до этого момента останавливало от выступлений?

Да действительно, Кубок Москвиной — это был мой первый турнир любительский. До этого я в последний раз выступала, наверное, когда мне было лет пятнадцать. Когда я ещё тренировалась, в детстве, в юности. Что меня останавливало… Ну, во-первых, для меня в детстве всегда это был большой стресс. В принципе я каталась не особо успешно, у меня очень плохо получались прыжки. А все знают, что на детских соревнованиях важнее всего прыжки. Ну и в целом даже сейчас мы видим в одиночных видах очень важны прыжки на любом уровне. Поэтому оттого, что они не получались, для меня это всегда был стресс, и я выходила на соревнования абсолютно неуверенной, я падала очень много, я вообще не понимала, что происходит во время проката. Ноги ватные, я не могу ими управлять — вот такое было ощущение на каждом старте. И поэтому, конечно, мне это не приносило удовольствия никакого в детстве. Когда уже я перестала тренироваться именно в группе, с тренером, а уже сама, как любитель, стала кататься, я каталась просто потому что мне нравился процесс, мне нравилось находиться на льду, делать то, что я умею и как-то пытаться это совершенствовать. Но даже не было мысли, чтобы вернуться на соревнования, потому что у меня всегда были неприятные ассоциации с этим.

Плюс, у меня были большие перерывы, потому что после того как закончила школу, я поехала учиться в другую страну, и в городе где я училась, катка не было вообще. Ближайший каток был в другом городе, и то добираться туда было далеко, на массовых катаниях фигуристам нельзя делать никакие элементы. В общем, очень сложно. Каталась, когда приезжала на каникулы к родителям домой. И если вдруг какой-то лёд мы находили, я каталась. Но, естественно, ставить программу и накатывать ее вообще не бралась. Плюс, я тогда даже не знала, что есть такая категория как интерпретация, я думала, что есть только произвольная программа, и с этой произвольной программой нужно выступать — прыгать прыжки… Я понимала, что я особо ничего не умею — разве что одинарные и парочку двойных, и то я в них не всегда уверенна — и какой смысл?

9-F5-C49-C2-B4-B2-400-B-B099-236329536-DBD

Первая мысль вообще выступить на любительских соревнованиях у меня появилась в сезон 2019-2020. Я тогда училась в Сочи, и у меня была уже возможность кататься хотя бы раз в неделю — ездить в олимпийский парк или в Роза Хутор на каток, потому что в самом Сочи катка не было. Ну, я ездила, каталась, и тогда была мысль, что, может быть, стоит попробовать. Я тогда как раз рассматривала соревнования в Сестрорецке. Я тогда даже приготовила произвольную программу с акселями, с одинарным лутцом… и пыталась ее накатать, но в итоге решила, что, наверное, не стоит столько времени тратить на дорогу из Сочи в Питер и платить за все вместе, ещё учёбу пропускать не хотелось. И я отложила эту идею. Только по приезду в Москву я стала более или менее стабильно тренироваться и решила, что всё-таки есть смысл заявиться.

Расскажи о своей судьбе в фигурном катании. Как ты начинала?

Если честно, я не очень помню свое детство в деталях, особенно когда мне было 3-4 годика. И даже 7 лет — я все равно не очень помню все свои ощущения, мысли, чувства, и могу только сказать по тому, что мне рассказывали родители. Все началось с того, что когда мне было три или четыре года, мы с родителями поехали в Литву. Я родом из Калининграда, и Литва очень близко. У нас на тот момент ещё вообще не было катков. Люди катались только зимой на замерзших озёрах, а так негде было кататься. Но мы поехали в Литву, и там было каток, где меня поставили на коньки. Мама сказала, что мне очень понравилось, и я хотела остаться. Конечно, мы не могли остаться в Литве. Но решили, что когда будет возможность, когда в Калининграде что-то откроется, то меня отдадут в секцию. Еще сыграл тот факт, что мой папа хоккеист. С детства он тренируется, играет в хоккей, тоже как любитель. В последние годы, даже в последние десятилетия, он очень активно участвует в любительских турнирах, у него своя команда. Это отдельная история, но я к тому, что из-за того что мой папа катается на коньках, соответственно, это передалось и мне, хотя моя мама в этом не участвует.

229-C4-F7-C-5-DC1-43-ED-BD96-2-F66-D0-A9-ABAD

Мои первые шаги были тогда, в Литве, на массовом катании с тренером-инструктором. И потом несколько лет я, наверное, не каталась — разве что, может быть, на озере с папой. И потом, когда мне было 7 лет, наконец-то построили первый каток в Калининграде, приехал первый тренер по фигурному катанию. Ну, естественно, родители сдержали свое обещание и привели меня в секцию. Начиналось всё сложно, потому что не было опыта ни у кого, и даже тренер, которая приехала к нам, не имела профильного образования. Помню, что нас сразу учили прыгать. Вообще, мы не учили толком скольжение, шаги, техника очень странная была. В общем, всё как-то пошло не так прямо с начала. И это сказалось на моих дальнейших результатах.

Многие катавшиеся дети во взрослом возрасте забрасывают лёд. Что тебя мотивирует продолжать кататься?

Меня мотивирует кататься моя любовь к этому виду спорта и огромное удовольствие, которое я получаю, а также, тот факт, что я не многого добилась сама в детстве, и хочется наверстать упущенное что ли. Хотя я понимаю, что мне и не нужно уже учить двойные прыжки, я не иду сдавать разряд. Но спортивный характер, который заложили в детстве, остался. Порой прям хочется напрячь себя и попрыгать, добить какой-то элемент. Но, конечно, основная мотивация… это даже не мотивация — мне не нужно находить что-то, чтобы мотивировать себя. Просто я настолько обожаю это всё, что при любой возможности я иду на каток. Я не могу без этого.

Когда я училась в другой стране (в Великобритании), я ездила в другой город, ночевала там, чтобы прийти на специальные часы льда для фигуристов в 6 утра, и я это делала, потому что это была единственная возможность, но я была готова к этому. Потом, когда училась в Японии, я тоже путешествовала по Японии, искала возможности, где можно именно покататься на катке. То есть я ехала в путешествие не просто посмотреть что-то, а ещё коньки с собой брала, потому что я понимала, что такую возможность нельзя упустить. В общем, для меня это основной фактор, который мотивирует меня.

Вообще я хочу добавить, что фигурное катание — это моя жизнь. Я как начала им жить в детстве, хоть в детстве я не особо любила, можно сказать, но делала просто потому, что я считала, что так нужно — нужно ходить в школу, нужно ходить на каток — это моя работа, моя обязанность. И вот я ходила. Но при этом уже в подростковом возрасте я начала интересоваться соревнованиями — российскими и международными, и все смотрела, следила за фигуристами известными, фанатела от разных фигуристов, была погружена в это. Мои сверстники смотрели сериалы, играли в игры, а я смотрела Чемпионат России, потому что мне это было интересней. И до сих пор… Я недавно посмотрела мои расходы в Сбербанк Онлайн, и в графе «Развлечения и отдых» у меня одни билеты на каток. Больше там нет ничего. Это многое объясняет — что для меня это и отдых, и спорт, и вообще жизнь.

39-B5953-F-6-EE2-49-AC-9-AD2-6-A533-BDA750-F

Если бы можно было, что бы ты изменила в детском и любительском подходе к фигурному катанию? Что, наоборот, нравится?

Если говорить о фигурном катании в целом, наверное, больше о высоком уровне, международном, то мне, конечно, не очень нравится тенденция, что все стремятся к прыжкам. И, в частности, в России. Настолько все зациклены на прыжках, что пропадает скольжение, пропадает разнообразие программ. Мне, конечно, хочется чтобы больше двигалось в сторону хореографии, в том числе, скольжения. Потому что я считаю, что фигурное катание — единственный вид спорта, где реально может быть искусство.

Искусство это не просто красота. Искусство это когда ты можешь через выступление передать какой-то смысл, эмоцию. И фигурное катание даёт эту возможность. Ты можешь через программу выразить образ, рассказать историю. Но поскольку фигуристы сейчас настолько зациклены на прыжках, в итоге вот эта часть искусства уходит, к сожалению. Уже это есть и у детей. Во многих школах сразу делают упор на прыжки и не так много уделяют внимания хореографии и постановке программ. Но я работаю в Лиге Фигурного Катания (это организация, и у них есть школы в Москве, 2 филиала). Я много снимаю видео для их Instagram и в целом присутствую на тренировках, смотрю тренировочный процесс. И я вижу, что, действительно, уделяется внимание всему — скольжению, в частности. И это меня очень радует. Я не знаю, как в других школах, но в Лиге, по крайней мере, с этим все в порядке. То есть дети и прыгают, и скользят, и хореографией занимаются.

По любительскому виду спорта мне трудно сказать, потому то я не слежу настолько сильно. И я даже не хочу анализировать или критиковать, потому что для меня каждый взрослый фигурист катается для себя, и поэтому он имеет полное право делать то, что он хочет. Он хочет учить прыжки — пожалуйста, хочет скользить — пожалуйста, или он хочет все освоить. То есть я считаю, что все можно поощрять, потому что это осознанный выбор взрослого человека, и пусть каждый делает то, что он хочет. И я буду уважать этих людей и восхищаться в любом случае. Потому что для меня это очень здорово, что люди во взрослом возрасте могут научиться и кататься, и прыгать, и вращаться, и катать программы. Ну а в целом тенденция, что много сейчас любителей, много соревнований, разные категории — произвольная программа, интерпретация, танцы-соло… То есть очень широкий выбор, и я считаю, что это здорово! Я рада, что это развивается и что я могу быть частью этого.

Кроме льда, что ещё в жизни тебя вдохновляет и увлекает? Это как-то помогает на льду?

Это очень хороший вопрос, потому что чем бы я ни интересовалась, все равно всё как-то упирается в лёд и всё как-то пресекается. Но моё второе увлечение, ну и профессия в том числе, это фотография и видеосъемка. Я любила фотографировать давно, с детства, и это большая моя страсть. Я мечтала, чтобы это стало моей профессией. Пусть сейчас это не самая моя основная деятельность, но я к этому стремлюсь и набираюсь опыта, чтобы быть ещё более востребованной в этой сфере. Но несмотря на то, что я фотографирую много — провожу и фотосессии с разными людьми, и могу фоткать мероприятия, разные репортажные съемки, и природу люблю фоткать, и города — все равно съемка фигурного катания на первом месте стоит, как любимый вид съемки. Я чувствую себя наиболее комфортно. Сейчас ещё совмещаю съемку на льду (то есть я в коньках и с фотиком). Это прям идеально, можно так сказать, для меня. Ещё я очень люблю путешествовать. Сейчас, конечно, с этим очень сложно, но мне удалось попутешествовать, когда я училась в университете. Я очень природу люблю, и горы особенно. И, конечно, это тоже очень меня вдохновляет. Но и, конечно, когда я путешествую, я очень люблю фотографировать. То есть все пересекается.

Не могу сказать, что путешествия как-то меня вдохновляют на льду, но скорее это отдельная история. Но что вдохновляет — это музыка, потому что я люблю придумывать разную хореографию, естественно, под музыку. То есть я не буду никогда просто так придумывать что-то, я всегда в наушниках, всегда именно музыка меня направляет. И поэтому я, бывает, засиживаюсь в интернете, и ищу всякую музыку, пытаюсь что-то интересное найти, что бы меня вдохновляло, и почти всегда когда я слушаю музыку, у меня в голове уже возникает какая-то хореография, я сразу представляю себя на льду. То есть даже если я просто иду по улице, или сижу в метро, или что-либо делаю и слушаю музыку при этом, я представляю именно хореографию на льду. Поэтому, наверное, это мой главный вдохновитель. Ну и, конечно, вдохновляет меня прежде всего само фигурное катание, потому что я смотрю очень много. Наверное, практически все международные старты основные, по возможности, российские старты, когда есть время. И, конечно, это очень вдохновляет.

Кто для тебя является (или был) примером — среди фигуристов или деятелей искусства?

Ну я как фанат фигурного катания могу сказать что любимые фигуристы у меня были всегда. Их было много, и они для меня были очень значимы. И до сих пор, конечно, они есть. Но расскажу подробнее про самых главных. Наверное, моим самым первым кумиром была Ирина Слуцкая. Я тогда была совсем маленькая и, помню, смотрела её выступление на Олимпиаде. Тогда я ещё побывала на Чемпионате Мира в Москве в 2005 году и видела её выступление вживую, и потом переживала за нее на Олимпиаде. Сейчас я не могу сказать, что она мой кумир. Просто когда мне было 7-8 лет, естественно, я смотрела на это всё с открытым ртом и восхищалась, что «Вау, как здорово!».

А затем такой серьёзный кумир у меня был лет в 11. Я открыла для себя российское фигурное катание, в частности, Лизу Туктамышеву. Мы с Лизой ровесницы, одного года рождения, получается, 97-го, и она в 12 лет уже выступала на Чемпионате России, уже была бронзовым призёром Чемпионата России. А я в то время ковыряла двойные прыжки, не докручивала их. Я просто посмотрела Чемпионат России, и офигела, что такое вообще есть! Это был 2011 год, и я настолько была поражена, что девочка может прыгать такие сложные прыжки и кататься так! Я тогда стала восхищаться ей и открыла для себя много российских девочек. В тот момент упорно следила за их карьерой. И, конечно, вдохновлялась.

Несколько сезонов я смотрела в основном российские соревнования — этапы Кубка России, Чемпионат России (это вообще был мой любимый старт, я мечтала на нем побывать, мне всё никак не разрешали на него съездить), Первенство России среди юниоров, спартакиады и т.д. Я это смотрела с огромным интересом, потому что знала всех этих девочек кто там участвует, и следила за их выступлениями. Ну и среди российских фигуристов у меня тогда было много любимых фигуристов. Но это не так важно, потому что не такую большую роль сыграло в дальнейшем.

1-E0-D63-A6-2-A2-A-4900-B510-2-D57203111-AF

Но очень важные перемены произошли в 2013-м году, когда я уже была чуть взрослее, мне было 15-16 лет. И я тогда уже смотрела больше международные соревнования, обращала внимание на фигуристов из других стран. И под конец сезона 2012-2013, когда уже старты все закончились, я от нечего делать пересматривала все соревнования того сезона, в особенности, Чемпионат мира (это 2013-й год, поэтому, он был в Канаде). Я его пересматривала, и что-то щелкнуло, что-то произошло, и я обратила внимание на 2 японских фигуристов: это Канако Мураками и Юзуру Ханю, и начала больше про них изучать, и потом я просто открыла для себя Японию, других японских фигуристов, японский язык и культуру. Потом я съездила в Японию. В общем, у меня ну просто перевернулась жизнь, я открыла для себя новый мир!

Если говорить именно о том, как они повлияли на меня как на фигуристку, то в тот момент я как раз заканчивала школу и понимала, что дальше тренироваться я не буду, тем более что я собиралась уехать в Англию учиться. У меня было последнее соревнование. И когда я смотрела на выступление Канако (а она очень эмоциональная, в ней масса энергии, она прям излучает ее), я так поразилась и вдохновилась, что можно, оказывается, так эмоционально прокатывать, прям жить в программе и получать от этого удовольствие. В тот момент я поняла, что хочу так же получать удовольствие, и я это прям почувствовала! И на своем последнем соревновании я, наконец-то, каталась осознанно, я получала удовольствие, я поняла, что я действительно люблю фигурное катание, люблю кататься, и я хочу через свое катание что-то выражать. Вот именно тогда, благодаря Канако, у меня возникло это чувство, которое со мной до сих пор.

И в то же время я получила большое вдохновение от Юзуру. Даже, наверное, не вдохновение, а мотивацию потому что я когда пересматривала документальный фильм про него, как он пережил землетрясение, как он из этого выкарабкивался, где тренировался, чего потом добился, меня это так вдохновило и замотивировало! Что он продолжает работать над собой, не сдаваться. Я смотрела видео, как он тренируется, как он работает не покладая рук, и я поняла что ну реально нужно работать, чтобы добиться чего-то. И вот, конечно, то что я открыла для себя тех двух фигуристов, мне это дало — первое, эмоциональности и удовольствия от катания, и второе, это целеустремлённости и трудолюбия. И это, конечно, очень во многом мне помогло продолжить кататься и кататься более осознанно, и с большей отдачей.

Несколько лет я за ними следила, Юзуру катается и по сей день, слава Богу, и я до сих пор очень болею за него. Канако завершила карьеру в 2013 году, к сожалению. Но с тех пор у меня было очень много любимых фигуристов. Я очень люблю Вакабу Хигути (это, наверное, сейчас моя самая любимая фигуристка), Сатоко Мияхара. Но сейчас конкретно кого-то одного выделить сложно, потому что я стала более объективно смотреть фигурное катание и поняла, что я люблю этот вид спорта в целом, а не конкретно кого-то одного. И я вижу сильные стороны практически у всех. Я стараюсь смотреть, вдохновляться и получать удовольствие от фигурного катания в целом. Потому что сейчас ну очень много классных фигуристов и просто приятно на это смотреть! От каждого что-то берёшь. Кто мне сейчас очень нравится и вдохновляет, это Вакаба Хигути, Сатоко Мияхара, Каори Сакамото (очень нравится, особенно некоторые ее программы), Мэрайя Белл очень нравится, Нейтан Чен, Шома Уно, Винсент Чжоу. Это даже не обсуждается — классные ребята! Очень нравится Чжун Хван Ча в этом сезоне и Денис Васильевс безумно нравится скольжением и интерпретацией. Я в восторге от того как он выступает.

В танцах на льду я просто обожаю Габриэллу Пападакис и Гийома Сизерона. В парах Вэньцзин Суй и Хань Цун (китайцы), и вторая китайская пара — Чэн Пэн и Ян Цзинь. Они, наверное, мои любимые фигуристы сейчас в этом виде.

Можешь поделиться своими впечатлениями от выступлений — в Питере и Пересвете? Какие эмоции переживала во время проката и вне льда?

Насчёт эмоций… Да, эмоций было очень много. Начнём с Сестрорецка, мои первые любительские соревнования. Во-первых, я подошла к этому турниру очень основательно. Я готовилась максимально, я хотела быть уверенной на 100%, что я готова я эту программу, и я отрабатывала ее очень много на тренировках, по несколько раз прокатывала. За неделю до старта я каждый день ходила на каток, и прокатывала-прокатывала, отрабатывала каждый шаг, потому что программу поставила довольно сложную по шагам, и мне хотелось всё сделать, как нужно. Но несмотря на то, что я так много работала над ней, всё равно было волнение. Я помню, когда приехала в Сестрорецк, заселилась в отель, на следующее утро выхожу из отеля, иду на каток с коньками… А я в отеле уже сделала причёску… Я иду и прям ощущаю то чувство, которое у меня было в детстве перед соревнованиями. То есть ты идёшь, осознанно понимаешь, что у тебя сейчас будут соревнования, и такой флешбэк получился. От этого, конечно, больше волнение было, потому что воспоминания о соревнованиях у меня были не самые приятные, и тут такое же чувство пришло. Я пыталась от него избавиться, пыталась себя настроить, что это в первую очередь просто выступление, и не соревнование для меня. Потому что, во-первых, я ни с кем не соревнуюсь (я была единственной участницей в своей категории), а во-вторых, у меня нет цели что-то выиграть, набрать оценки. У меня цель единственная была — показать свою программу. Но все равно это ощущение, что ты на соревнованиях ,оно давило на меня. Я была на тренировке до соревнований и, конечно, очень рада, что все-такие решила на нее сходить, потому что хотя бы прочувствовала лед и была уже более уверенной. Но между тренировкой и стартом был довольно маленький промежуток времени. Плюс еще некоторые участники снялись с турнира, и промежуток сократился. Мы выходили раньше, чем было запланировано. И поэтому не было времени отдохнуть. Я понимала, что мне нужно разминаться перед стартом, чтобы быть полностью разогретой, и поэтому все это время (всю тренировку и после тренировки, до старта) я что-то делала, разминалась, растягивалась. И от этого я, конечно, устала. То есть под конец выступления я из последних сил что-то делала, и от этого у меня не получилось вращение, к сожалению. А во время проката я каталась очень осознанно, думала о каждом движении — что «вот, сейчас рука, она идет вниз, доделываешь, жди музыку, дальше иди, дотягивай ногу»… Когда я ехала в ласточке, я думала «так, выше поднимай, прям максимально, пусть это будет до боли, но максимально, на сколько ты можешь». И я выжимала максимум из себя и осознанно делала каждое движение.

DFDB1493-CFD1-480-D-B04-E-1648-FA7500-D2

После проката в Сестрорецке у меня было небольшое разочарование, что я вращение не сделала. Но первое, что я увидела в телефоне, это поздравление от мамы что «молодец, программа классная» и сообщения от других людей. Меня, конечно, очень обрадовало, что люди смотрели трансляцию и им всё понравилось. Это очень вдохновило на то, чтобы продолжать. Наверное, в тот момент я поняла, что смогла это сделать, я переборола свой страх, вышла на лёд, откатала, показала то, что я поставила абсолютно сама, и поняла, что надо дальше тоже участвовать в подобных мероприятиях.

Что касается Пересвета, туда ехала немножко с другим настроем и с другой подготовкой, потому что не было достаточно времени подготовиться так основательно. Я уезжала на несколько дней, какие-то тренировки выпали, у меня было много работы, и я вообще вообще не была уверена, смогу ли я подготовиться. Но в последний момент решила заявиться на этот турнир и всё-таки съездить туда, чтобы показать программу, потому что я не знала, какое ближайшее соревнование будет ещё, на котором я смогу выступить с этой программой.

В любом случае, я потренировалась до старта, несколько дней у меня было, я прокатывала программу, какая-то уверенность была. Но когда я увидела стартовый протокол и поняла, что катаюсь самая последняя, завершаю турнир, у меня сразу добавилось ощущение повышенной ответственности, что «раз ты завершаешь турнир, значит, ты должен сделать это максимально хорошо, чтобы завершить на хорошей ноте. Было ощущение, будто это к чему-то обязывает. Плюс, на этом турнире были мои друзья и знакомые. И все говорили, что очень ждут моего выступления и, конечно, я подумала, что нужно обязательно выступить хорошо, я не имею права выступить плохо, потому что люди ждут, и хочется оправдать ожидания. Это накладывало определённое волнение. Мне хотелось посмотреть других участников, моих друзей. Я их посмотрела, но так, в полголовы, потому что вроде смотрю на вступление, а мысли все равно о своем прокате, и очень трудно собрать себя и сконцентрироваться.

7-DEB864-C-2087-4-D59-9184-3-B798197-F9-B3

Помню, когда вышла на 6-минутную разминку, начала сразу сильно спешить, потому что переживала, что не успею. Я даже не посмотрела на время, во сколько мы вышли на лёд, и не знала будет у нас 5 или 6 минут. В итоге спешила, устала на разминке, и на старт выходила немножко уставшей. Помню, когда выехала на лёд, села в стартовую позу, было такое странное ощущение… Я смотрю в лед, и как будто вокруг ничего, просто белый лёд. И даже голова закружилась немного. Потом, думаю, так, надо собраться и откатать. Как только началась музыка, я сразу вошла в образ. По моим ощущениям, я каталась очень эмоционально, я даже не пыталась этого делать, просто настолько настроила себя, что нужно показать этот номер. Не просто его откатать, а именно показать эту эмоцию, то, как я чувствую эту музыку, потому что реально я очень ее чувствую, и она дает мне энергию. Я хотела ту энергию, которая внутри, выплеснуть наружу, показать это движениями и эмоциями. Надеюсь, что судьям и зрителям это тоже передалось.

Помню, что я переживала за аксель, потому что несмотря на то что я делаю его стабильно на тренировках, но когда ноги трясутся, чуть криво полетишь и большая вероятность упасть с него. Поэтому я очень осторожно заходила, в итоге опоздала в музыку, пришлось потом ускоряться. Но в целом, я довольна выступлением, я довольна, что удалось раскрыть рукава вовремя, и вращение я сделала более сложное, чем тренировала до этого. И я очень довольна, что выступила с этой программой и сделала что могла.

У тебя потрясающее скольжение и хореография! Очень глубокая, я бы сказала, интеллектуальная, программа. Скажи, ты сама целиком работаешь над идеей, музыкой, техникой, связками? Или есть человек, который помогает в этом, что-то советует? Если да, то как?

Спасибо за комплимент про скольжение и хореографию, над этим я работаю больше всего, особенно над скольжением, потому что его очень не хватало в детстве, и только сейчас я пытаюсь наверстать упущенное и хоть как-то пытаться скользить, как это нужно делать. Работаю ли я сама над своими программами? Да, абсолютно сама.

Что касается первой программы, с которой я выступала в Сестрорецке — «Белый ворон» Нуриев — это полностью моя постановка, моя идея. Да, я вдохновилась Михаилом Колядой, когда впервые увидела его программу ещё в прошлом году, в прошлом сезоне. Но от его программы в моей постановке нет ничего. Просто мне понравилась музыка, и я уже ставила так, как я ее чувствую, ставила довольно долго, потому что у меня в голове сразу возникают какие-то движения на определённые аккорды музыки, и я понимаю что хочется только так и никак иначе. Но при этом, эти движения нужно как-то связать. И потом я начинаю искать вот эти возможности, как связать, как это всё успеть в музыку, чтоб уложиться в 2 минуты. Но это полностью моя работа я даже ни с кем не консультировалась, не брала ни у кого никакие шаги. Мне хотелось, чтобы это была исключительно моя работа.

Что касается второй программы, ее я тоже ставила сама, но очень много помощи мне оказала моя подруга Саша Цой, с которой я занимаюсь китайскими танцами. Саша — потрясающий человек, танцор, преподаватель по танцам. Она, мне кажется, владеет всеми стилями — начиная от хип-хопа и кончая традиционными китайскими танцами. Найти человека, который владел бы техникой китайского танца, очень сложно, даже в Москве. Я безумно рада, что я нашла этого человека, и мы с ней с лета занимаемся постановкой китайских рук, корпуса, движений, потому что там своя специфика, и мне хотелось соответствовать этому образу. В любом случае, постановка была моя, а Саша лишь подсказала, где поправить, дала какие-то идеи, где что можно добавить по рукам. Естественно, мне все это потом приходилось адаптировать под лед, потому что одно дело, когда ты делаешь на полу движения, но потом ты выходишь на лед и понимаешь, что тебя просто заворачивает в другую сторону, и ты просто не можешь выйти из этого положения. И приходилось все подстраивать. Но я считаю, что это наша совместная работа — моя и Саши.

01837913-53-AC-4-FA6-8108-DC69-ADAFB7-EB

Что касается идей, это абсолютно мои идеи, моя задумка. Я никогда не буду ставить себе программу под музыку, которую я не чувствую или которую я не люблю, и тем более если ещё кто-то мне эту программу поставит, и просто её скатать. Это не моё. Я бы даже больше хотела что-то поставить и чтобы это прокатал фигурист, который владеет коньком и своим телом ещё лучше, чем я. Потому что у меня в голове очень много идей но в силу того, что я не так хорошо владею коньком и своим телом, я не могу это исполнить так, как я бы хотела в идеале. Но в любом случае, я больше люблю придумывать и ставить. Ну и поскольку я сама люблю кататься, то я пытаюсь это все соединить — и поставить, и показать.

Программа на китайскую тему — не случайна? Ты писала, что вдохновилась китайскими танцорами? Что тебя так впечатлило в тот момент? Почему появилось желание раскрыть именно эту музыку?

Программа на китайскую тему абсолютно не случайна. Дело в том, что еще несколько лет назад я начала учить китайский язык. Долго самостоятельно его учила, потом, через пару лет, брала какие-то уроки. Но это всё сошло на нет, на данный момент я китайский не учу. Но это неважно, потому что всё равно, когда я начала учить язык, я заинтересовалась культурой, страной в целом, я стала много изучать, смотреть видео про Китай, какая там природа, какие традиции. Меня это очень впечатлило. Я считаю, что это очень красивая страна, хотя я там ни разу не была. Но меня поражает красота природы, красота архитектуры и культуры, в том числе. Моя мечта — там побывать. Но пока что я просто изучаю культуру и восхищаюсь этим.

В какой-то момент я наткнулась в Ютубе на видео китайских танцев. Честно, я не помню, как я их нашла, но я была просто под невероятным впечатлением! Я танцы смотрю иногда, это красиво. Но меня это никогда не трогало настолько до глубины души. А тут я так удивилась, почему я не знала об этом, и как можно так грациозно и плавно делать движения, так гармонично. Я была просто потрясена! Конечно, я захотела тоже освоить их. Но, как я уже сказала, найти преподавателя, кто бы мог меня этому научить, было очень сложно!

A65154-C4-82-FB-4308-8-D6-F-E761-A2052-DC7

В то время, когда я заинтересовалась танцами, я нашла эту музыку. Не помню, как, но она настолько мне понравилась именно звучанием. Я очень редко обращаю внимание на текст песни, на исполнителя, на то, саундтрек это или нет. То есть для меня важна именно музыка — как она льется, как она звучит, и я делаю движения именно под ритм музыки, а не под смысл слов. Хотя в данной программе у меня все же есть движения, которые отражают слова. Например, левая рука стремится вниз, правая рука стремится к Луне, наверх, я беру цветок, другая рука берет меч… Но в целом, меня эта музыка привлекла именно звучанием. И тогда я поняла, что хочу поставить под нее программу. Я даже начала ставить, это было еще прошлым летом. Но я поняла, что вообще не владею китайским танцем, не понимаю, как работают руки, корпус, куда голову развернуть. И я забросила. Но мечта осталась, и я жила-жила, и в какой-то момент нашла замечательную Сашу Цой, и с ней мы начали разбирать пластику рук, как правильно работает корпус, голова. Я рассказала ей свои идеи, и постепенно мы работали над основами китайского танца, и я параллельно ставила хореографию и дорабатывала под музыку. В итоге вышло так.

Есть ли планы на будущее, связанные с катанием, и какие?

Если честно, я не люблю загадывать вперёд и строить долгосрочные планы, тем более что сейчас я пока что не могу полноценно тренироваться из-за проблемы с ногой, и даже не знаю когда смогу продолжить. Но определённо есть идеи на новую программу, то есть я решила, что, наверное, я буду каждый старт показывать что-то новое. Я уже нашла музыку (точнее, я ее хотела уже давно взять), и даже есть идеи костюмов для нее. Так что, может быть, наконец-то я впервые, к третьему старту, сошью полноценный костюм. Так что план поставить программу есть. Конечно же, это снова будет интерпретация. И когда ее поставлю, отработаю, буду смотреть, где бы я могла её показать.

Конечно, ещё очень хочется ставить программы не только себе, но и другим людям, потому что, как я уже говорила, сама я не все могу исполнить, а, может быть, другие фигуристы смогут исполнить мою задумку намного лучше или вообще как-то сделать это иначе, и я пойму, что то, что я ставлю, вообще может выглядеть по-другому, ещё лучше. Это было бы очень интересно!

6-E0078-E1-FCA4-4-F6-C-B502-F64-E77-F14-C16

Если бы можно было переместиться в прошлое, что бы ты сказала себе-маленькой фигуристке?

Я бы сказала быть более уверенной, прежде всего, потому что именно уверенности мне очень не хватало постоянно. В принципе, как в жизни, так и на льду, на тренировках, и на выступлениях. И, конечно, от этого многое не получалось. Также — получать удовольствие. Потому что тогда я просто воспринимала это как должное, и делала, может, даже неосознанно. Лучше было бы, если бы я делала это более осознанно и хоть как-то находила в этом какой-то позитив и вдохновение.

Яна, спасибо за интервью! Желаю тебе скорейшего возвращения к тренировкам. Не переставай вдохновляться и вдохновлять, открывай для себя новые грани фигурного катания! А еще — очень хочется чаще видеть тебя в списках участников на любительских стартах!

Похожие записи

Железный занавес

Похоже мы, как в старые добрые времена, снова оказались за железным занавесом. Только раньше он закрывался изнутри, а теперь — […]

Лаская клавиши…

Прочла недавно, что самой популярной музыкой в фигурном катании в этом сезоне стала «Rain in Your Black Eyes» итальянского композитора […]

А вы скучаете по Оберстдорфу?

Большие соревнования в Оберстдорфе в этом сезоне начинаются 23 мая, то есть уже в понедельник. Это ли не повод для […]

Добавить комментарий