Трудности интерпретации

kissandcry Нет рубрики

Признаюсь, я не слежу пристально за этапами Гран При. Результатами интересуюсь, конечно, но у экрана не залипаю. Поэтому новые творения Пападакисов еще не видела, победную короткую Луны Хендрикс — тоже. Насчет, женского одиночного — не думаю, что там что-то особенное происходило в эти выходные. Да и у мужчин на этом этапе ничего сверхъестественного, судя по составу участников, ждать не приходилось. Так что посмотрела только ПП мужчин только потому, что выдалась свободная минутка, захотелось просто посидеть спокойно, отдохнуть, а тут дяденьки катаются.

Просмотр мужских произвольных программ заставил вновь задуматься о музыке и об интерпретации. А запустил процесс китайский фигурист Юдонг Чен, который во второй части своей программы вдруг пустился в пляс под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный», которую комментатор А.Ягудин ошибочно назвал «Коробочкой». В качестве музыкального сопровождения у китайского фигуриста указано The Grand Budapest Hotel by A.Desplat. К своему стыду я не смотрела этот фильм, поэтому не поняла содержание программы, но признаю, что это моя проблема. Судя по костюму Юдонг выступал в роли официанта или портье, если взять в расчет музыку — русского. Вот и всё, что мне удалось по сюжету понять. Проехал Юдонг Чен неудачно, много нагрязнил, но всё-таки хочется отметить его задорную русскую плясовую. Он умеет кататься с удовольствием, с улыбкой. Из наших спортсменов на моей памяти с искренней улыбкой каталась только Екатерина Гордеева. Остальные русские, как правило не улыбаются. Танцоры делают вид, что улыбаются, для них это такой же технический элемент, который надо просто выполнять. Девочки «страдают в полную ногу», то ловят глазами небесных ангелов, то Реквием у них, то Блюз. А блюз, как известно, это, когда хорошему человеку плохо. Та же песня и у парней. Особенно в ледовых страданиях преуспели Дмитрий Алиев и Михаил Коляда. Нет, понятно, темперамент и склад души, эмоциональное состояние, таинственные трудности, на которые намекал в интервью Дмитрий Алиев — всё это диктует в большой мере выбор музыки и ее интерпретацию. Но даже и такую невеселую музыку, как Вальс Энтони Хопкинса можно же катать поинтереснее.

Те, кто уже очень давно смотрит фигурное катание, помнят, как в произвольных программах «собирали» музыку. Как правило, три части. Быстрая, медленная и снова быстрая. И эти части порой были совсем между собой не связаны. Главное было показать, катание — разное. Под быструю — энергичное, под медленную — лиричное. То, что показал в Турине Юдонг Чен. Примерно так. Конечно, можно сказать, что это устаревший подход, вчерашний день. Возможно. Но смотреть, как разводит руками под «Список Шиндлера» Михаил Коляда скучно до зубовного скрежета. Не понимаю, почему и кто запустил мысль, что Михаил Коляда — мастер перевоплощений и хороший катальщик. Катание Михаила мне лично не кажется интересным. От слова — совсем.

Но удивительно, в общем, почему китайский спортсмен катается под русскую народную песню? Значит, что-то отзывается у него в душе на русские балалаечки. Нам-то они кажутся привычными и как будто анахроничными. И потом, может он и не знает, что это русская народная песня, а думает, что это A. Desplat написал? Хотя в дорожке шагов видны русские руки и ноги.

Мне тут вспомнилась одна история об удивительном воздействии музыки на человека. Я живу недалеко от парка «Кусково». Там летом постоянно проводятся концерты классической музыки. И вот на одном из них в зрительном зале я увидела девочку лет 10. То был концерт классической музыки, 2 часа скрипичного the besta. Так вот эта девочка изнемогала от скуки вплоть до того момента, когда зазвучал Марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Как будто кто-то «включил» этого вялого ребенка. Вся ее фигура преобразилась, она выпрямилась, руки начали отбивать ритм, это было что-то необыкновенное. Когда Марш закончился девочка снова «выключилась», и так и просидела с безразличным видом до конца концерта. Вот что в этой музыке так ее «включило»? Загадка. Но воздействие феноменальное. Точно также может действовать на нас и танец и катание, когда и музыка близка и ее интерпретация танцором или фигуристом.

Наиболее сильное впечатление на меня произвел в тот вечер Юма Кагияма, который вытащил себя с седьмого места на первое как раз вдохновенным прокатом произвольной программы на музыку Ханса Циммера к фильму «Гладиатор». Собственно гладиаторов в тот вечер было два. Еще Спартак — Гуменник. Я неравнодушна к Петру Гуменнику, мне очень импонирует его интеллигентный внешний вид и то, что он играет на фортепиано. И Петя так красиво и элегантно «рвал рабские цепи», но, к сожалению, в этот раз не убедил.

Кагияма убедил. Сила его не только в прыжках, набор которых для мужского катания традиционен, младшие квады и триксели, а именно еще и в интерпретации. Он катается музыкально, с нюансами, которые на первый взгляд можно и не заметить, но, незримые, они и есть те самые кусочки паззла под названием сбалансированная программа. Настроение, посыл, мощь — чемпионское катание. И музыка собрана очень удачно, с развитием и кульминацией. В общем, зачет.

Хочу поблагодарить Юдонг Чена за «Светит месяц», Юму Кагияму за прекрасную интерпретацию и эмоции, которые он мне подарил, а еще хочу отметить Дениса Васильева за то, как уважительно он приветствовал соперников на представлении перед разминкой. Обычно спортсмены в этот момент уже начинают разминаться, «топчутся» и просто ждут, когда назовут их имя. Денис же оставался на месте и аплодировал вместе со зрителями каждому спортсмену. Молодец!

Похожие записи

Могло бы быть

Я слышала, что тему для танца или программы бывает довольно трудно подобрать. Много факторов надо учесть — возраст исполнителей, их […]

Полный Аранхуэz

Только-только завершилось Первенство России среди юниоров. Мне удалось посмотреть практически всё. И как обычно, меня в большой степени интересовал музыкальный […]

Готовы принести в жертву чашку кофе? А две?

Есть ли повод плакать, если ты не отобрался на Олимпиаду? Кому как, кто-то заплачет, а кто-то нет. Многие спортсмены, воспитанные […]

Добавить комментарий