Людмила Левкина: “ В моей голове рухнуло гораздо больше стереотипов, чем я осознаю”

kissandcry Нет рубрики

Много же, однако, среди любителей фигурного катания любителей музыкальных инструментов! Пианисты, гитаристы, скрипачи, арфисты… Но вот барабанщиков до сих пор обнаружено не было. До момента, пока мы не поговорили с Людмилой Левкиной, встретившись на одном из мастер-классов.

Расскажите, когда и как у вас впервые появилось желание научиться играть на инструменте? Был ли опыт в детстве/юности? Почему именно барабаны?

Если говорить о барабанах, то, наверное, мой ответ разочарует. Ибо то, что я оказалась за барабанами — это случайность. Прекрасная судьбоносная случайность. По крайней мере, это так выглядит.

Дело было так. Однажды прошлым летом я пришла на тренировку по фигурному катанию для взрослых (я туда еженедельно хожу), и одна из наших фигуристок предложила мне составить ей компанию — сходить на бесплатный пробный урок игры на барабанах. Я удивилась и отнеслась к этому скептически. Мне было трудно себе представить, что в Туле вдруг образовалось нечто стоящее, способное нести барабаны в массы. Но был период ковидных ограничений, никаких путешествий не предвиделось, надвигался грустный летний отпуск в четырёх стенах, и я согласилась.

Каково же было моё удивление, когда я оказалась в НеШколе барабанов! Отчего-то мне сразу стало ясно, что тут дело серьёзное, и всё только начинается (НеШкола только что открылась тогда в Туле). Но на себя я это дело не примеряла.

F628786-A-DFCF-47-D0-A249-4-C0-CDE7423-C3

Я никогда не училась в музыкальной школе, но всегда интересовалась и время от времени занимаюсь музыкой (самостоятельно или посредством частных уроков в разной степени освоила гитару, клавишные и блок-флейту и как-то даже записала мини-диск со своей инструментальной музыкой).

Но вот барабаны — это тот инструмент, который был для меня совершенно непостижимым. Я и не пыталась его постигнуть, не видя в этом ни возможности, ни необходимости. И я подумала, ну, ладно, сейчас я тут несколько уроков возьму, это будет мне полезно — когда в следующий раз возьмусь что-нибудь сочинять, буду иметь представление, что такое барабанные партии, чтоб хоть примерно знать, что говорить приглашённому для записи барабанщику.

Но вышло совсем другое. Когда я попробовала барабаны, я сразу поняла, что этот инструмент мой. И он — самый интересный и близкий мне из всех, которых я когда-либо касалась. Меня это захватило совершенно.

Мечтала ли я о барабанах? Нет. А почему не мечтала? Наверное, потому, что я не знала, не догадывалась, что о них можно мечтать. Это было вообще за гранью моей фантазии.

Только потом я вдруг вспомнила, что в далёком раннем детстве я очень хотела, чтобы у меня был барабан. Я не знаю, как я это себе представляла, просто вспомнила, что мечтала о барабане. Но мне тогда его не подарили на день рождения, а подарили игрушечное пианино с нарисованными чёрными клавишами, и это было сильное разочарование. Я очень расстроилась и больше уже о барабане не мечтала. Но вот ведь как получилось — спустя столько лет барабаны сами меня нашли!

НеШкола барабанов — на какую аудиторию она рассчитана, только ли на барабанах можно научиться играть? Чем вам понравилась их концепция?

В НеШколе барабанов учат играть только на барабанах (правда, есть ещё НеШкола гитары — вот там учат игре на гитаре). Это такая созданная замечательным барабанщиком Антоном Шардаковым сеть по всей России, а также в Беларуси и на Украине, то есть, НеШколы барабанов есть в большинстве городов. Я живу в Туле и учусь соответственно в НеШколе барабанов Тулы. Но эти НеШколы объединены единой концепцией и взаимосвязаны. Например, я переехала в другой город и могу продолжить учиться в той НеШколе. Могу и просто на репетицию заглянуть (мы так делаем, когда куда-то ездим — заглядываем в гости в другие НеШколы, это интересно).

Аудитория — самая разная. Среди учеников есть и дети 11 лет, и люди в возрасте за 60, хотя, наиболее распространенный возраст учащихся — лет 20-40.

Поначалу меня заинтересовали только барабаны, возможность учиться играть на них, быть в музыке. Но постепенно я оценила и другие стороны пребывания в НеШколе барабанов, в числе которых, безусловно, новый интереснейший круг общения. Это и возможность выступать на публике — показывать свои успехи и видеть успехи других, поддерживать друг друга на концертах, учиться преодолевать свои страхи, держаться на публике, выражать себя, раскрывать свой артистизм.

Для этого НеШкола организует отчетные концерты учеников по итогам окончания ими каждой ступени обучения. Это происходит в великолепной атмосфере, в хорошем клубе, где каждый ученик исполняет на барабанах подготовленную песню вместе с живыми музыкантами, то есть, как бы в составе группы.

А ещё, два раза в год проводятся олимпиады, куда приезжают и соревнуются ученики всех НеШкол барабанов — из городов России, Беларуси, Украины! Это потрясающий опыт и радость общения!

В общем, если в двух словах, думаю, не ошибусь, если скажу, что концепция НеШколы барабанов состоит в единении увлечённых людей, раскрытии их музыкального и не только потенциала и в целом направлена на здоровый и счастливый образ жизни.

EBE58-E73-0-DCE-4611-B857-83-FE31-D3-E583

Сколько лет вы уже занимаетесь? Чего удалось достичь за это время?

Я занимаюсь чуть больше года (пришла в НеШколу барабанов летом 2020 года). Уже многое получается, но многое и не получается, так что, как и в фигурном катании, нет предела совершенству, впереди ещё много неизвестного, не отработанного. Главное, что есть желание идти вперёд, и есть, у кого и чему учиться.

К конкретным достижениям можно отнести моё первое в жизни выступление на публике. Это был мой первый отчётный концерт в НеШколе барабанов Тулы, где я исполнила песню AC/DC «Back in black». Потом мы ещё выступали несколько раз на открытых площадках города.

А недавно я поучаствовала в Четвёртой международной олимпиаде непрофессиональных барабанщиков, проведённой НеШколой барабанов 17-20 сентября 2021 года, где впервые в жизни выступала перед жюри — играла партию барабанов в песне Rammstein «Mein Herz brennt» (это было под минусовую фонограмму, то есть, как в караоке, где в песне нет партии барабанов). Сейчас я с помощью преподавателей разбираю и учу новые песни, готовлюсь к новым выступлениям.

Если сравнивать с фигурным катанием, конечно, успехи на барабанах приходят несоизмеримо быстрее. Уже через полгода (примерно столько длится первая ступень обучения) ты вполне барабанщик, хоть и пока не самый виртуозный. Ты немало умеешь и можешь на сцене смотреться не только убедительно, но даже и зажигательно (это зависит от твоих индивидуальных способностей и темперамента). То же можно сказать не только о барабанах. Но фигурное катание — это слишком сложная вещь, слишком, к тому же, опасная, ни с чем другим это не сравнить, и путь к успехам на льду в любом сравнении очень долог, труден и почти героичен.

FB67-AADF-8-E02-4862-9-AB9-EF5-E23-B2-FC1-B

Я пока не участвовала ни в каких соревнованиях по фигурному катанию, не поставила и не скатала ни одной программы (есть только идея, некоторые кусочки и музыка, но до готовности программы ещё далеко). Прогрессирую потихоньку, но если сравнить с тем, что я могла на льду четыре года назад, то прогресс огромен. Пожалуй, стоит поделиться тем, что способствует и напрямую влияет на моё развитие и успехи на льду.

Непосредственные уроки у тренеров — да, но у нас в Туле почти нет тренеров по фигурному катанию, занимающихся со взрослыми. Редкие мастер-классы от настоящих мастеров своего дела, организованных на площадках в Москве, — да, они реально помогли мне (я имею в виду мастер-классы от Максима Завозина и Артёма Федорченко). Своё собственное чутьё и наблюдение за своим телом — что и как я делаю, что получается, чего не достаёт, чтобы получилось, что надо доработать — это очень важная составляющая роста. По своим наблюдениям и ощущениям я придумываю какие-то упражнения специально для себя, чтобы улучшить готовность тела для выполнения новых элементов.

Ну, и, конечно, интернет. Там много полезных видео, даже от Брайана Орсера немного нашлось)). Я считаю настоящим кладом для себя уроки на ютубе Олега Алтухова (Oleg Altukhov). Он сам встал на коньки во взрослом возрасте, поэтому понимает проблемы и потребности, методы обучения взрослых гораздо лучше, чем тренеры, занимавшиеся фигурным катанием в детстве (точнее, я думаю, им чисто физически вообще не дано понимать, что чувствует взрослый человек, вставший на коньки, у них же совсем другое тело, измененное ещё в детстве).

И ещё кое-что. Это тоже о наблюдениях. Я внимательно смотрю трансляции международных соревнований по фигурному катанию. Я наблюдаю за тем, что делают фигуристы, что у них хорошо получается, какие ошибки они делают, что лично мне нравится и что не нравится, какие у них костюмы, удачен ли выбор музыки. Я смотрю и выступления звёзд, и менее опытных фигуристов, так лучше понимаешь, что хорошо, что плохо, ведь если смотреть выступления только лидеров, начнёт казаться, что все катаются исключительно круто и легко, будто они от природы в этом одарены. И вот ещё момент — я прислушиваюсь к тому, что говорят комментаторы. И сверяю это с собственным восприятием. Относительно комментаторства Татьяны Анатольевны Тарасовой сложилось два противоположных мнения. Да, она иногда бывала субъективна и, возможно, не деликатна. Это нехорошо для комментатора. Но её комментарии были очень полезны в качестве разбора проката. После таких разборов ты выходишь на лёд и вспоминаешь их в моменты, когда делаешь что-то, на чём «споткнулись» фигуристы, выступавшие, скажем, на чемпионате мира))

Расскажите об Олимпиаде, в которой вам удалось поучаствовать. Кто может стать участником (только ли ученики НеШколы?) Какие этапы? Какие главная цель мероприятия и мотивации участников туда приезжать?

Да, об олимпиаде стоит рассказать поподробнее.

В этих олимпиадах могут участвовать только ученики НеШколы барабанов. То есть, соревноваться могут только ученики, а в качестве зрителя может кто угодно приехать.

В олимпиаде нужно пройти четыре этапа. Это в идеале, чтобы побороться за призовые места и оказаться на пьедестале.

В отборочном туре № 1 все участники исполняют перед жюри, в которое входит как минимум один известный барабанщик, заранее подготовленную песню под минусовую фонограмму (или плюсовую, если минусовой в интернете не нашлось). Остальные участники могут оставаться там и слушать или пойти погулять — ведь это прослушивание длится весь день. Участников в этот раз было 158, хоть их и поделили на два зала, и прослушивание шло параллельно (в каждом зале был свой состав жюри), это всё равно очень долго, особенно когда всеобщее волнение зашкаливает.

Моё выступление пришлось на вторую половину дня, когда я уже даже дрожать устала и не чувствовала, как жмут туфли, а они жали)) Но поддержка зала (то есть, других конкурсантов, твоих коллег и конкурентов) творит чудеса, это реально очень мощная штука! В конце объявили 64 участников (по 32 человека из каждого зала), которые прошли в следующий тур. Мне достался диплом «Номинация 33», означавшая, что мне не хватило для этого 1 балла))

В отборочном туре № 2 участники путём жеребьёвки были составлены в пары и соревновались между собой в мастерстве исполнения заданного заранее соло на малом барабане (его партитуру нам прислали за неделю до олимпиады). Это сложно — на этом задании видна техника твоей игры, все огрехи как на ладони. Один из двух должен был остаться, а другой уйти, даже если оба сыграли хорошо, жюри выбирало одного, который сыграл лучше. По итогам 32 человека прошло в третий тур, состоявшийся после обеда этого же дня.

В отборочном туре № 3 «оставшимся в живых» раздали партитуру сочинённого членами жюри ритма и дали 20 минут на подготовку (без барабанов, на коленках). Их тоже путём жеребьёвки составили в пары, и жюри выбирало одного из двух, кто лучше исполнил этот ритм на ударной установке (в партитуру можно смотреть при игре, но это всё равно сложно — впервые что-то играть с листа и не сбиваться). Так выявилось 16 счастливчиков, прошедших в финал.

Отборочный тур № 4 — это финал. С утра финалисты отправились на репетицию своих песен теперь уже с живым составом музыкантов (для не прошедших в финал прекрасным утешением стали мастер-классы от известных барабанщиков), а вечером они крутейше выступали перед жюри и полным залом участников и гостей олимпиады. И это была настоящая атмосфера праздника, настоящий крутой концерт со светом, дымом и драйвом. В общем-то, это и в программе называлось гала-концертом. Олимпиада длилась 4 дня, а по ощущениям это был будто месяц))

Насчет главной цели олимпиады даже не знаю, что сказать. Для кого-то, возможно, главная цель — выиграть олимпиаду и получить медаль и главный приз — ударную установку. Не скрою, я тоже этого хочу. И это мотивирует.

Но всё-таки, я думаю, для большинства участников олимпиады нет главной цели. То есть, главная цель — само участие, пребывание в этой уникальной атмосфере, в компании всех этих потрясающих людей, приезжающих со всех уголков страны. С одной стороны, они твои конкуренты, а с другой — ты не можешь не восхищаться их мастерством. И все поддерживают друг друга во время выступлений.

Это возможность выступить перед этими людьми и посмотреть их выступления. Возможность выступить перед жюри, в состав которого приглашаются известные барабанщики, которые в завершение дают мастер-классы. А если выйдешь в финал, то это будет возможность сыграть свою песню с живым составом очень хороших музыкантов на большой сцене — в этот вечер ты будешь настоящей рок-звездой.

Вот это всё мотивирует ехать на олимпиаду, независимо от итога соревнований. Для меня это была первая олимпиада, а большинство участников были там уже в четвёртый раз. Да и я, едва вернувшись, поспешила на репетицию — разучивать новую песню, для следующей олимпиады.

Что сложнее — найти, где покататься на коньках, или где позаниматься на барабанах? Где и как отрабатываете музыкальные домашние задания?

Наверное, всё-таки с поиском льда для занятия фигурным катанием посложнее будет. Особенно в период ограничений из-за ковида, когда массовые катания ограничены или прекращены. К тому же, на катках действуют разные правила — где-то можно прийти на массовое катание и отрабатывать какие-то элементы из фигурного катания, а где-то это категорически запрещено, и как тогда быть? Где тренироваться? Лёд ведь у себя дома не зальёшь.

Впрочем, и барабаны дома не поставишь. Только если у тебя частный дом, а в квартире — никак, это слишком шумный инструмент. А заниматься надо регулярно.

Как для фигурного катания существует ОФП и приспособления для отработки вращений, так и для барабанов существуют координационные упражнения, развивающие самостоятельность рук и ног (каждая конечность должна научиться действовать независимо от других) и пэды — это такие блинчики с мягким покрытием, предназначенные для отработки ударов палочками, наращивания скорости и чистоты игры руками, занятий под метроном (есть ещё пэды для тренировки ног, но тогда и педаль нужна).

AE475193-A43-C-4-F26-A2-FB-D95861-D130-A8

По пэдам можно смело стучать и дома, и где угодно. Вещь очень полезная, но настоящий барабан, а тем более, ударную установку, пэд, конечно, не заменит.

В городах есть репетиционные базы, где можно заниматься и на барабанах, но лично мне пока не приходилось такие искать, потому что в НеШколе барабанов для своих учеников имеются репетиционные классы. Это за дополнительную плату (кстати, соразмерную плате за час массового катания на льду), тут главное — успеть записаться на удобное тебе время, желающих всегда много.

Какие ваши прежние представления об игре на инструменте/музыке/жизни перевернулись с приходом в НеШколу?

Раньше мне даже в голову не приходило, что можно взяться за барабаны. Это был какой-то очень сложный, громоздкий и вообще нереальный инструмент, как минимум, по причине невозможности иметь его дома. К тому же, я была во власти стереотипа, что это исключительно мужской инструмент. Кроме того, я не думала, что на барабанах можно научиться хорошо играть во взрослом возрасте, не имея за плечами музыкальной школы и вообще будучи незнакомой с нотами. Однако всё это ерунда! И нотам обучили, и барабаны предоставили, и вдохновили, что самое главное!

E7-B0-CD0-B-2-C4-E-4158-A287-3-F3-E8-F2258-D6

Я сейчас вряд ли смогу конкретно назвать, что ещё перевернулось в моей жизни с приходом в НеШколу барабанов, но это что-то определённо есть, оно внешне заметно! Люди замечают. Наверное, в моей голове рухнуло гораздо больше стереотипов, чем я осознаю, и это прекрасно.

Как музыкальные занятия отразились на ледовых тренировках?

О, тут есть и плюсы и минусы. Из минусов для фигурного катания — то, что я обрела новую страсть в виде барабанов. Это отвлекает. Раньше я горела прежде всего фигурным катанием, и на втором плане были другие увлечения, а с появлением в моей жизни барабанов фигурное катание несколько сдвинулось на второй план. Мне оно, конечно, по-прежнему интересно, и я им занимаюсь в том же режиме — по воскресеньям регулярно хожу на каток (чаще и не получалось, так как лед доступен по воскресеньям). Но раньше в голове роились мысли на тему фигурного катания, например, какая музыка была бы хороша для программы, какую бы программу сделать, чтобы поехать как-нибудь на соревнования для взрослых. Сейчас же я идею о соревнованиях по фигурному катанию временно отодвинула — пока в планах соревнования по барабанам. И думаю я в основном о барабанах. Увы, одновременно нельзя одинаково отдаваться двум страстям, обязательно одна будет в приоритете.

Однако и плюсы для фигурного катания есть. Игра на барабанах, кстати, физически довольно напряжённая вещь. Я заметила, что после часовой репетиции на барабанах я чувствую такую же усталость, как после часовой тренировки на льду. И мышцы в основном те же задействованы. Вообще много сходств: и там, и там надо держать ровно спину, руки навесу; интенсивно работают ноги, нужна скрутка, координация, музыкальность и регулярность тренировок.

Так вот, благодаря занятиям на барабанах у меня улучшилась координация, в связи с чем стали гораздо легче и лучше получаться повороты в неудобную сторону на льду. Из-за барабанов у меня стали гораздо сильнее ноги — теперь я могу несколько раз сесть/встать на полу в пистолетик, до барабанов я ни разу встать не могла. А раз сильнее ноги, я стала легче выталкивать себя на льду для прыжка. Делаю перекидные прыжки в обе стороны и легко выезжаю с них — на сильной ноге это всегда легче и красивее сделать, чем на слабой. Развивается ритмичность, что тоже позволяет качественнее выполнять элементы на льду. Укрепляются спина, руки. И это только физическая сторона вопроса.

А ещё, публичные выступления на барабанах дают психологическую подготовку к любым другим публичным выступлениям. В частности, когда я поеду на соревнования по фигурному катанию, я уже буду опытной в плане выступлений и буду меньше волноваться.

Кроме того, для выступлений на барабанах мы готовимся не только в техническом плане. Надо ведь ещё и артистизм проявить, образ раскрыть, зал завести. То есть, речь идет о правильном выборе песни и создании сценического образа (костюм, макияж и др.).

Так что на самом деле барабаны и фигурное катание — это очень удачное, взаимно обогащающее сочетание, где многие навыки пересекаются и идут в общую копилочку.

Кстати, приведу конкретный случай пользы барабанов для фигурного катания. Я года полтора, наверное, уже назад упала на льду и потянула плечо. Сначала было не особо заметно, но спустя некоторое время стало и болеть, и трудно держать руку навесу и вообще невозможно отвести назад. Я прямо забеспокоилась. Но неожиданно проблема решилась сама собой. Я разработала больную руку, выполняя разминочное упражнение для игры на барабанах. Его трудно описать словами, хотя, я попробую. Сводишь перед собой руки: локти вместе, предплечья вместе, ладони кверху. Кладёшь в ладони перпендикулярно барабанные палочки (не в каждую руку, а две вместе) и зажимаешь их в кулачки (скорее даже держишься за них кулачками, как за опору). Теперь вытягиваешь руки немного вперёд и, продолжая держать кулачки рядом, проворачиваешь кулачки и руки на себя, словно бельё выжимаешь, палки не отпускаешь! В общем, руки оказываются как бы вывернутыми наизнанку)) И теперь их в таком положении вытягиваешь вперёд и качаешь ими вверх/вниз, насколько возможно. Потом выворачиваешь обратно, и тогда только можно отпустить палки) Вот так я руку-то, повреждённую на льду, постепенно и вытянула на место, теперь можно нормально и кататься, и барабанить))

Перекликаются ли любительские соревнования на льду с этим мероприятием? Чем бы вы, возможно, посоветовали взаимно дополнить эти события?

Наверное, они перекликаются. Но мне трудно ответить, ведь я пока ни разу не участвовала и даже не бывала на соревнованиях по фигурному катанию для взрослых.

Какие планы в будущем связываете с игрой на барабанах?

А нет никаких конкретных планов. Я просто люблю это дело. Я планирую и, по возможности, как можно чаще осуществляю один план — играть на барабанах всё лучше и лучше. Мне нравится знакомиться с техникой игры известных барабанщиков, разучивать интересные мне песни, также очень люблю просто подыгрывать или импровизировать на барабанах, включив случайным образом какую-то знакомую или (это ещё интереснее) незнакомую мне музыку. Иногда мы собираемся с барабанщиками или другими музыкантами и просто играем вместе, это весело.

Музыка всегда во мне жила и живёт. Кстати, фигурное катание — это тоже музыка, только на льду.

У меня есть музыкальные наброски, некоторые даже со словами, которые мне хотелось бы досочинять и записать с интересными музыкантами. Вероятно, теперь я сама буду исполнять партии барабанов в своих композициях.

Мне просто очень нравится всё это делать. А куда это приведёт — видно будет.

Людмила, желаем вам успехов на льду и в музыке! Пусть два увлечения продолжают дополнять друг друга, вдохновляя и заряжая энергией!

Похожие записи

Могло бы быть

Я слышала, что тему для танца или программы бывает довольно трудно подобрать. Много факторов надо учесть — возраст исполнителей, их […]

Полный Аранхуэz

Только-только завершилось Первенство России среди юниоров. Мне удалось посмотреть практически всё. И как обычно, меня в большой степени интересовал музыкальный […]

Готовы принести в жертву чашку кофе? А две?

Есть ли повод плакать, если ты не отобрался на Олимпиаду? Кому как, кто-то заплачет, а кто-то нет. Многие спортсмены, воспитанные […]

Добавить комментарий