Музыка изменится навсегда

kissandcry Фойе

Каждый раз, когда мы говорим о классической музыке, и о том, как ее мало на ледовых аренах, в комментариях разворачивается полемика. Кто-то считает, что для классики нужны особые способности, а кто-то полагает, что классическая музыка просто скучна. Я очень люблю классику, и так как в этом декабре исполняется 250 лет со дня рождения величайшего гения Людвига ван Бетховена, предлагаю не спорить — кататься под классику или нет, а просто вспомнить этого композитора. Это и станет нашим поздравлением.

Самым популярным у фигуристов произведением Бетховена является «Лунная соната», точнее первая ее часть, часто в современной аранжировке. Чистую Лунную катали Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, в их программе звучит не только первая часть Лунной, но и отрывки из других частей сонаты. Соната, сама по себе, чаще всего состоит из трех частей. И в классическом сонатном цикле: первая и третья часть, как правило, темповые, а вторая — медленная Adagio. Но Бетховен многое делал по-своему, вот и Лунная соната вопреки принятым формам начинается не с Allegro , а с Adagio.

Можно много привести ледовых примеров Лунных сонат, начиная с Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, которые катались под нее еще в начале семидесятых прошлого столетия, и далее припомнив самые свежие чистые (по музыке) Лунные — Габриэлы Пападакис и Гийомы Сизерона, Шомы Уно и другие. У каждого из исполнителей свой почерк, своё видение гениального бетховенского произведения. Здесь оставим только Катю и Сергея, у них, на мой взгляд, самое бережное отношение к музыке, нарезано аккуратно и с уважением. Думаю, благодарить за это надо Марину Зуеву, которая поставила ту олимпийскую произвольную.

Довольно часто музыка Бетховена звучит и на балетной сцене, а как же иначе? Хореограф, обращаясь к классике, и сам растет и дает импульс к гармонизации артистам и своему зрителю. Борис Эйфман поставил балет «Русский Гамлет» на музыку Бетховена и Малера. В представленном ниже отрывке из балета звучит еще одна из самых известных тем композитора — вторая часть из седьмой симфонии, также переигранная многажды и даже перепетая, хотя изначально в ней слов никаких нет. Да и какие могут быть песни в симфонии?

Этот спектакль есть в Сети и целиком, можно насладиться по полной программе. Зажгите лампочки на ёлке, налейте в чашку, чего душа желает и устройте театр, не выходя из дома.

Если к балетному театру душа не лежит, а Бетховена почтить надо, всё-таки юбилей, вот вам хороший фильм «Переписывая Бетховена». И если на кино целиком не хватает времени, желания или объема чашки, посмотрите хотя бы фрагмент, в котором Бетховен дирижирует премьерой еще одного своего очень известного революционного по форме произведения — Девятой симфонии. (55.30 — встав к дирижерскому пульту, Бетховен произносит: «Музыка изменится навсегда»). Это та симфония, в четвертой части которой звучит Ода к радости на стихи Фридриха Шиллера. Так что места песням в симфониях нет, а у Бетховена есть. Именно Ода к радости Бетховена сейчас стала Гимном Евросоюза (в аранжировке Г.фон Караяна).

Вот гимн.

А вот кино.

И теперь наша совесть чиста, потому что мы не забыли поздравить величайшего композитора Людвига ван Бетховена с юбилеем. Хотелось бы еще пожелать, чтобы музыка последнего из титанов «венской классики» продолжала звучать в концертных залах, балетных театрах и, конечно же, на ледовых аренах.

Похожие записи

Одна из лучших

Фигурное катание — эстетический вид спорт, тесно связанный с хореографией. Подождите, не уходите! Мы сегодня не будем говорить о необходимости […]

«Неофициальные»

Прошел год с Игр Мастеров в Инсбруке. Мы знаем, что многие спортсмены-любители полагают, что Игры Мастеров — это неофициальная Олимпиада […]

История большая и маленькая

Эта большая история творилась, когда моя маленькая история только начиналась. В 4 года мама повела меня на первую тренировку, на […]

Добавить комментарий