Ничего общего

kissandcry Ледовая арена, Фойе, Хореографический зал

Можно по-разному относится к катанию под классику. Кто-то считает, что кататься под чистую классику в наше время уже старомодно, и лучше использовать современные аранжировки. Например, на прошедшем этапе Кубка России Алексей Ягудин восхищался модернизрованной «Лунной сонатой» Ильи Яблокова. Кто-то полагает, что не всякий фигурист может справиться с классикой, что под современные композиции кататься проще. Кому-то просто не нравится классика и поэтому не по душе классические программы. В общем, сколько людей столько и мнений, а о вкусах, как известно, не спорят.

Однако мне кажется, что через классическую музыку должен хотя бы однажды пройти каждый фигурист. И не через беспощадно переделанную современными «гениями», а именно через чистую, в том виде, в котором она была создана, с тщательным изучением музыки со всеми прилагающимися к ней обстоятельствами. Особенно, если это музыка из классического балета. И вдвойне, если это музыка Петра Ильича Чайковского.

Вот олимпийская чемпионка Аделина Сотникова в ледовом шоу «Щелкунчик» исполняет Танец Феи Драже. Вернее, музыка к вариации Феи Драже, а кого исполняет Аделина из этого фрагмента понять практически невозможно.

Что можно сказать об этом выступлении? Только то, что и хореографически, и стилистически эта ледовая миниатюра — просто халтура самого низкого качества. Почему?

А потому что П.И.Чайковский — это определенный тренд, стиль, а «Щелкунчик» уже оброс традициями. Он уже стоит особняком в культурном ассоциативном ряду. Мы знаем, что танец Феи Драже — это балетная вариация. А вариация — это демонстрация техники, виртуозности, особых умений исполнителя. Великая А.Я.Ваганова, именем которой названа Балетная Академия в Санкт-Петербурге, говорила, что дуэт любой может станцевать, а вот попробуй-ка станцевать вариацию.

В классическом балете вариацию Феи Драже включают в финальное па-де-де главных героев, Маши и Принца-Щелкунчика, поэтому допустим, что исполнительница вариации не фея, а человек. Но не просто же человек, а юная девушка, романтическая особа, победившая своей храбростью мышиную армию, например, вот такая.

Многие хореографы брались за балет «Щелкунчик», эта вариация, которую исполняет выдающаяся балерина Екатерина Максимова, поставлена Юрием Григоровичем. И перед нами романтическая героиня, практически фея, выполняющая со скромной улыбкой сложнейшие балетные па, идеально вписанные в музыку. Это Чайковский, это «Щелкунчик», это стиль, это классика, это идеальное совпадение музыки, хореографии и исполнения.

Вот другой, уже хрестоматийный пример. Вариация Маши в хореографии Василия Вайнонена. Исполняет Мария Хорева.

Другая хореография, но принцип вариации сохранен. Балерина в коротком выступлении демонстрирует сложную технику в сочетании с хрупким изяществом, положенным для романтической героини.

Конечно, и в балете есть хореографы-энтузиасты, которые смело берутся за балетное наследие, пересматривают его и создают свои версии. На балетной сцене тоже всякое можно увидеть. Например, у Мориса Бежара вариацию Феи Драже танцуют в черной пачке, и манера исполнения иная, и образ и характер героини также отличается от уже привычного. Но при этом сохраняется принцип вариации — сложная пальцевая техника, поставлено музыкально и в целом это — классическая вариация. Вариация на 44.15, если не хочется смотреть видео целиком.

Вернемся к ледовой фее-Аделине. Что осталось в этом номере от П.И.Чайковского, от «Щелкунчика» и от вариации Феи Драже? Да ровным счетом ничего. Можно заплюсовать живую музыку, там на подиуме стоят скрипачки и играют, но обработка лично мне представляется стилистически неверной, а отсюда и сам танец получает совсем другой характер. Это уже не волшебная сказочная героиня, а вполне себе танцорка из недорогого варьете. И костюм подчеркивает эту ассоциацию, и манера исполнения. Это не дорогое драже в изящной коробочке, а скорее развесная дешевая карамель. И в самом катании нет ничего интересного, никаких хореографических находок, нет того, что должно быть в вариации. Мы видим в исполнении олимпийской чемпионки элементы, которые входят в арсенал даже совсем юных фигуристок, и исполняют они их намного качественнее, не говоря уже о легкости и изяществе. Почему бы в шоу не проявить фантазию, выдумку и не придумать что-то этакое удивительное? А ответ лежит на поверхности — потому что и так сойдет, одним словом — халтура. И ничего общего ни с Чайковским, ни с «Щелкунчиком».

Похожие записи

Одна из лучших

Фигурное катание — эстетический вид спорт, тесно связанный с хореографией. Подождите, не уходите! Мы сегодня не будем говорить о необходимости […]

Жду с нетерпением

Как говорится — «не было бы счастья, да несчастье помогло». Как ни странно это прозвучит, но в такой довольно сложной […]

«Неофициальные»

Прошел год с Игр Мастеров в Инсбруке. Мы знаем, что многие спортсмены-любители полагают, что Игры Мастеров — это неофициальная Олимпиада […]

Добавить комментарий