Мечты сбываются

kissandcry Фойе

Вот представьте: вы уже взрослый человек вдруг начинаете учить французский язык. Или встаете на горные лыжи. Или отправляетесь первый раз в танцевальный класс, чтобы познать тайны фламенко. «А зачем тебе это?» — сделав квадратные глаза, спрашивает муж, жена, мама, выросшие дети, друзья (нужное подчеркнуть). Признаюсь, я довольно часто слышу такой вопрос. И счастливо улыбаясь, отвечаю: » Ни за чем. Для себя.» Невозможно же объяснить другому человеку, как прекрасны «сбычи мечт». Хотя узнав, что Наталья Клюковкина в свободное от работы и фигурного катания время играет на арфе!!! , мы, конечно же, поспешили узнать подробнее — как так?

Наташа, как в твоей жизни появилась арфа, не только редкий, но и довольно-таки неудобный в использовании инструмент?

Наверное, мне было года три, когда я начала советовать всем взрослым общаться со мной сейчас, потому что потом я вырасту и буду очень занята – у меня будет арфа, с которой я буду везде путешествовать. Потом как-то мягко не сложилось. В музыкалку меня не отдали, моя бабушка (кстати, обладательница прекрасного меццо-сопрано) положила конец домашним урокам фортепьяно («Ребенок и так спал с лица, а вы еще и музыке его учить надумали!»). Школа, изостудия, иностранные языки… и детская мечта подзабылась. Но на всех концертах, в театрах, даже если было неинтересно или не очень нравилось, я всегда слышала, когда в оркестре «просыпалась» арфа. И все же на том все и заканчивалось.
Впервые арфа попала мне в руки совершенно случайно на одном интересном мероприятии, которое я переводила. Когда все закончилось, я просто подошла и попросила ее подержать в руках. Умелицы-фотографы запечатлели нашу первую встречу  – понимаю их интерес, такие курьезные выражения лица встречаются редко).


А еще года через два, уже сбыв множество мечт, я в какой-то момент подумала: даже если не суждено, что мешает хотя бы попробовать? Взять хоть пару уроков, хоть один? Честно сказала, когда пришла, что не знаю, как заниматься без инструмента. Но он потрясающий… Однако на сей раз все как-то естественным образом сложилось! 

Случались ли в твоей музыкальной жизни сильные эмоциональные переживания? Забавные или курьезные случаи? 

Когда начинаешь выходить на сцену, любое твое выступление – серьезное эмоциональное переживание. Кроме того, в фигурном катании всем уже привычно, что можно упасть за программу три раза и все равно выиграть олимпийское золото. В музыке на «падения в программе» смотрят очень косо. А куда ж ты их денешь, тем более, пока ты еще новичок? Поэтому нервничаешь однозначно больше.

Мне кажется, любое выступление на сцене – это серьезный диалог музыканта и слушателей. Помню, как-то я играла на детском концерте в школе (спасибо педагогам, что разрешили мне явить миру выученное произведение). 7 вечера, будний день. В зале преимущественно мамы-папы-бабушки выступающих деток. Все устали. Я тоже, если честно – после целого рабочего дня.

Я выступаю последней. Играю вещь, которая меня трогает особым образом. Выхожу, начинаю. Нервничаю в меру — очень уж сильно устала. И вдруг… после первых же нот, совершенно не глядя на зал, я вдруг чувствую, что атмосфера полностью изменилась. Будто бы даже в воздухе появилось какое-то дуновение. Все эти уставшие после тяжелого дня и тяжелой недели люди вдруг подключились к музыке. У меня было чувство, что на меня как будто тянет волной из зала! В этот момент все мысли и заботы отступили, и мы были вместе внутри этой музыки. Это было непередаваемо! Одно из сильнейших ощущений.

Второе – когда мы репетировали одну пьесу большим составом арф. Это было что-то кельтское. В какой-то момент вдруг вместо двух партий, которые играли эти арфы, возникло нечто огромное. Необъятное! Со мной такое пока было всего один раз, и на концерте, кстати, не повторилось. Но я все равно была счастлива. И мне захотелось играть камерные вещи, хотя в остальном я максимальный индивидуалист и не командный игрок.

Нам известно, что совсем недавно ты приняла участие в концерте.  Что это было за мероприятие и какие твои впечатления от этого события, тем более после такого длительного домашнего заточения?

Это было совершенно замечательное мероприятие. Недалеко от нас есть потрясающая Баженовская усадьба и церковь. Церковь уникальная, сейчас ее стали восстанавливать. С усадьбой хуже. Когда-то там было что-то типа легочного санатория, но сейчас прямого владельца нет, усадьба разрушается, а мне, как им многим местным жителям, очень хочется, чтобы ее отреставрировали и открыли бы для людей. О ее сохранности заботится одна волонтерская организация, низкий им поклон. В тот день прошел масштабный субботник на территории, а после был концерт для волонтеров, которые спасали эти чудесные места, и для всех желающих. Мне было очень интересно в нем поучаствовать, я признательна, что меня пригласили. Следующая мечта – выступить не в саду у дворца, а на его веранде. Она просто создана для музыки!

Ты взрослая фигуристка.  Помогает ли тебе твоё музыкальное образование в спорте?  Что более волнительно для тебя – катать программу на льду или выступать на сцене?

Катаюсь я давно, а музыка еще находится на этапе становления. В августе будет всего два года, как я учусь играть на арфе. Конечно, сейчас музыка перетянула на себя очень много внимания. Но в идеале мне очень хотелось бы сочетать и одно, и второе. Тем более, что катаюсь я в том же ключе, что играю: мне хочется не поразить единомышленников и судей набором элементов, а «спеть песенку на льду». Рассказать историю. Понятное дело, это тоже получается не всегда, но мне хочется стремиться именно к этому. Для меня фигурное катание – не спорт, а искусство.

Катать программу пока намного легче; возможно, просто больше опыта. Я очень рада, что до всемирного локдауна в моей жизни все же случился Инсбрук. Вот уж где не обошлось без курьезов! Я регистрировалась с интерпретацией, а меня включили в произволку! Плюнула на все и решила катать в произволке интерпретацию. Лед удалось попробовать лишь на раскатке – мои 15 минут в 6 утра были на другом льду. Кусок прикола – но выступлением довольна. 

Очень надеюсь, что и в музыке я наберу «чувство старта».

Взрослый человек может научится кататься с «нуля», а может ли он научиться игре на каком-нибудь музыкальном инструменте? 

Да, и это даже проще. Особенно если перед этим ты развил у себя хоть некоторую дисциплину. Мне почему-то кажется, что, если не говорить о сверх-одаренных музыкантах, то музыке лучше учиться именно так – взрослым и за свои деньги. Это другая мотивация и другая ответственность. Это твой сознательный выбор, ты и заниматься будешь иначе.


Что же касается спорта, то тут как раз здорово, когда в детстве закладываются хоть какие-то азы. Хоть не на льду. Хоть привычка делать зарядку. Потому что познавать радость движения во взрослом возрасте гораздо сложнее. Да и организм за годы бездействия становится непослушным. А разница между «катавшимися» и «некатавшимися» заметна в первые же 10 секунд выступления, правда? 

Повышает ли умение играть качество катания и вообще качество жизни? 

Жизнь совершенно точно становится ярче. Намного!

Ты как музыкант можешь сразу определить по катанию – есть ли у человека музыкальный бэкграунд, отражается ли это на катании?

Я как-то не очень задаюсь этим вопросом, но мне всегда важно, исполняет ли фигурист (неважно, любитель или профессионал) музыку, или она так, ради галочки, для фона. Я заметила, что топовые фигуристы и без музыкального образования невероятно музыкальны… А еще для меня стало открытием, когда я занялась музыкой, что все программы, которые меня потрясли в спорте – на классическую музыку, и катают их люди, которые ее умеют невероятным образом интерпретировать. Ведь классика, если ее не выкатать, убьет не только любителя, но и профессионала. Зато если выкатать…

Наташа, если тебе хочется что-то добавить, а мы об этом не спросили, расскажи)  

Возможно, это покажется глупым, но и музыка, и фигурное катание – все это способы нового знакомства с самим собой. Нас воспитали однобоко, внушив нам что мы – «такие». Подставить нужное. А мы очень разные. И это очень интересно – пробовать и раскрывать для себя в жизни новое. А что касается того, что подумают другие, то ведь никто не заставляет на нас смотреть и нас слушать, правда?

Сейчас очень сильно общество потребителей. Зачем кататься, лучше пойдем посмотрим серию гран-при! Зачем играть – пойдем других послушаем. А мне кажется, что эта музыка, этот спорт – они твои. Они прожиты каждой клеточкой. Это бесценно! И этим все сказано.

Наташа играет в составе оркестра. «Видно плохо, но это я там в центре»

Похожие записи

Александра Шмелева: «Музыкальное образование очень помогает при занятиях фигурным катанием».

Когда под сводами ледовой арены зазвучала Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского, меня будто током ударило. Я тут […]

Озеро слез

Конечно, добровольный уход человека из жизни – экстраординарное событие. Жизнь принято любить.  Сегодня в моде позитив, здоровый образ жизни, блеск […]

Угадайте!

Вот догадайтесь, в честь кого сегодня здесь эти прекрасные тодесы? Правильно! Сегодня день рождения у Олега Протопопова, чье имя неразрывно […]

Добавить комментарий