Поворчать на Бьорк

kissandcry Фойе, Хореографический зал

Режим самоизоляции в Москве снят, но культурные мероприятия всё еще под запретом, поэтому продолжаю ходить по театрам. Не выходя из дома, конечно. Журнал Театр на этой неделе включил в раздел «must see» получасовой балет «Бьорк» в постановке Артура Пита. Я, если честно, впервые услышала это имя, но посмотреть первый в истории балет на песенки Бьорк решилась. Ну, и к тому же — must see!

И вот представьте себе: хороший свет, замороченные костюмы, растущие из сцены фантазийные одуванчики, — в общем, картинка сама по себе красочная и любопытная. И вполне современная. И всё было бы чудесно, если бы собственно не сам балет. Честно, у нас в детских ансамблях такие танцы ставили в 90ые. Ощущение такое, что это не Сан-Франциско, 21 век, а сцена ДК Меридиан 1993 года. Костюмы, конечно, были бы попроще, и одуванчики бы не росли, но сама хореография, возможно, была бы даже интереснее.

Планета Бьорк, начала 90х

Может зря я ворчу на Бьорк в данном случае? Она ж не виновата в том, что под ее песни вдруг решили поставить плохой балет. Хотя пишут, что она лично дала разрешение использовать свою музыку в постановке.

«Концепция и дизайн балета вдохновлены уникальной «планетой Бьорк». Танцоры превращаются в богов, населяющих это удивительное место. Это праздник жизни и смерти, секса, романтики, любви и расставаний – всего, что есть в творчестве Бьорк», – комментирует свою работу Пита. Так говорит постановщик, но вы не верьте ему. Знайте, что часто современных хореографов слушать интереснее, чем смотреть их постановки. «Бьорк» — тот самый случай.

Кстати, второй раз уже в этом году у меня появляется повод поворчать на Бьорк. А в первый раз моё недовольство вызвал танец Миши Ге, который он поставил специально для выступления взрослых фигуристов на гала-вечере «Путь к победе». Помню хорошо — как хотелось посмотреть его работу и острое разочарование от увиденного. Музыка! Избитая, ставшая уже песней-ретро «Oh, it’s so quiet», танцованная-перетанцованная, петая-перепетая, детская-предетская, совершенно неподходящая для взрослых спортсменов. Да и танец сам ничем, в общем-то, не удивляет и не запоминается.

Репетиция номера «Рыбак и феи» Миши Ге

Помню, мне обидно было за взрослых спортсменов, им вообще не удалось показать ничего из того, что они умеют. Ни сложный вход во вращение, который демонстрировала Ольга Демина на «Русской Зиме», ни бильман, который практически покорился Кате Меден (а ведь она никогда в детстве не занималась), ни двойные прыжки Андрея Зверева, в общем, ничего такого мы не увидели.

Хотя, может, зря я ворчу на Бьорк? Она ж не виновата, что Миша Ге взял эту непритязательную детскую песенку и превратил интересную творческую задачу в простую проходящую постановку?

Интересное совпадение и в балете Пита, и в постановке Миши образовался схожий сюжет — рыбак и его, скажем так, галлюцинации. У Пита оживает подводный мир, у Ге рыбака окружают феи.

Ну да конечно, можно сказать, что было мало времени, мало репетиций, всё это можно сказать в оправдание. Но у меня тогда уже был вопрос, и сейчас я его вспомнила — зачем надо было приглашать для этого важного дела Мишу Ге? Взрослые сами бы справились с этой задачей и лучше, чем человек, который и знать ничего не знает про взрослый российский спорт. Ни их возможностей, ни их достижений, ничего…

В общем, вывод такой — не всё то золото, что блестит. И гром аплодисментов после балета «Бьорк» мне кажется символом некой деградации современного танца и его зрителей, и постановка известного в фигурнокатательных кругах Миши Ге для взрослых спортсменов мне кажется большой неудачей. Взрослые фигуристы удивительные, как собственно сама Бьорк, они могли бы ошеломить зрителей Мегаспорта, если бы собственно, как ни парадоксально, не Бьорк.

И в каждой постановке на эту песню вы увидите этот набивший оскомину жест — приложенный к губам палец. Ну, а как же? Если — «oh, it’s so quiet-shhhhhh»

А вы знаете, что сегодня день рождения Игоря Стравинского? Настоящего композитора, на музыку которого ставили свои балеты настоящие балетмейстеры? Посмотрю-ка я «Весну Священную», хотя бы Анжелена Прельжокажа. Тогда может и перестану ворчать на Бьорк.

Похожие записи

91 — хороший результат!

Есть имена, которые знают все. Неважно, в какой сфере работает человек с таким именем. Например, практически каждый человек  знает, кто […]

В ложке меда легче утопить, чем в бочке дегтя

Есть мнение, что международных соревнований по фигурному катанию в предстоящем сезоне не будет. Так ли это, поживем-увидим.  Но если всё […]

Игрушки для молодых

Двойные прыжки, аксели, бильманы, флажки — всё это не наше оружие, не наши «фишки». Когда говорю «не наши», имею в […]

Добавить комментарий