90+

kissandcry Фойе, Хореографический зал

Это не про вес, хотя тема утраченных форм может быть весьма актуальной сегодня. Я, например, форму утратила. И дело даже не в набранных килограммах, в этом смысле у меня всё вроде бы нормально, а вообще в физической форме. Труднее стало подниматься вверх по лестнице, ездить на велике, бегать я даже и не пробую, но уверена, что тоже будет нелегко. Могу представить, каких неимоверных усилий стоило бы мне сейчас проехать наш ансамблевый произвольный танец, продолжительность которого четыре с половиной минуты.

Но этот текст не про вес и не про форму. А о том, что можно быть слишком молодым, но нельзя быть слишком взрослым. Катя сокрушается, что не может поехать в Оберстдорф, потому что еще слишком маленькая. Мне бы ее проблемы! Кто-то уже и может поехать, но не едет, а в этом году никто не поехал. И возраст здесь ни при чем. Так вот невозможно быть слишком взрослым, потому что есть в мире мужчины и женщины, которым возраст не мешает жить с удовольствием, кататься, участвовать в марафонах, танцевать и прочее, и прочее.

Мой свекр родился в 1929 году. Это значит, что в прошлом году ему исполнилось 90 лет. Нет, вы только представьте, свидетелем каких грандиозных событий был этот человек! Я часто прошу его рассказать что-нибудь из его жизни, понимая, что передо мной сидит не просто дедушка моего сына, а живая история. И слушать его всегда очень интересно, не смотря на то, что за всю свою жизнь он только дважды выезжал за границу да и то, совсем недавно в Турцию.

Какими же воспоминаниями могут поделится те, кто прожил более 90 лет и имел возможность свободно передвигаться по миру? Например, героиня сегодняшнего текста Вия Ветра (да, вот так вот долго мы добирались до нашей героини). Вия старше моего свекра на 6 лет, ей 97. И она стала нашей героиней не случайно. Она не фигуристка, но она танцовщица, а это занятие, согласитесь, вполне родственное фигурному катанию.

Так вот, Вия Ветра родилась в Латвии в 1923 году. Сейчас она живет в Нью-Йорке. Когда девочке было 5, она увидела балет «Лебединое озеро» на сцене рижского Национального Оперного театра. В тот день она решила, что непременно будет танцевать. Но в Риге ее в балетную школу не приняли, и Вия отправилась учиться в Вену. Родители не разрешили ей ехать в Австрию, но она всё равно уехала, сбежала. В Латвии в те времена ведь не было «железного занавеса», всё это придёт к ним позже. После Вия перемещается в Австралию, где проживет 16 лет, затем в Индию, Грецию и, наконец, в США, где она живет и поныне.

Сейчас в 90+ она ежегодно приезжает в Латвию, выступает, проводит мастер-классы. Кто-то, возможно, вспомнит сейчас известное высказывание Юрия Григоровича — «в 70 лет танцевать можно, но смотреть на это уже нельзя», но я считаю, что на возрастных танцоров смотреть не только можно, но и нужно. Они для всех людей являются ярким примером того, как на протяжении практически столетия можно быть физически и творчески активными. Конечно, эти танцы не про «прыгну вот так, а потом буду крутиться, заложив ногу за ухо», но в этих танцах есть нечто большее, в них отражен жизненный опыт и большие знания.

Что еще добавить об интереснейшей судьбе Вии Ветры?

Она танцовщица, хореограф, композитор, живописец, художник по костюмам, сценограф. Она говорит на восьми языках. Дважды Вия совершала кругосветные путешествия. Она верит в реинкарнацию.

Когда в Австралии ей предложили роль индийской принцессы в мюзикле о жизни Будды, в ее жизнь вошли индийские танцы. Позже Вия изучала также еще и фламенко. Известно ли вам, что и фламенко и индийские классические танцы можно смело назвать танцами без возраста? В большинстве своем танцы — это искусство молодых, но фламенко и индийские танцы — это не столько тело, сколько дух, манера, глубина и понимание, поэтому можно танцевать пока ноги носят. Вия всю жизнь преподает искусство танца, ее ученики рассыпаны по всему миру.

Что еще? Пожалуй, приведу несколько цитат из интервью Вии.

«Письма я пишу, лежа на полу, это полезно для эластичности связок в ногах. Ем я мало, раньше вообще была вегетарианкой, теперь мне нравятся все дары моря. Я ем рыбу и белое мясо. Кофе почти не пью, мой основной рацион — йогурт, орехи, овощи и фрукты. По Нью-Йорку я хожу пешком, так всякий раз увидишь что-то новое. Но если нужно попасть на другой конец города, пользуюсь метро».

» Большое значение имеет, что человек делает со своей жизнью. Никогда не делай того, что тебе не нравится, это съест твою сущность, разрушит твою душу. Я всю жизнь следовала своей путеводной звезде — танцевала. Я никогда не ощущала себя уверенно, но и страх смерти меня не угнетал. Во время войны в меня стреляли из пулемета, во время налета на Вену меня завалило, но я выкарабкалась из развалин. Я знаю, что такое голод, я сквозь все это прошла и осталась жива».

«Я знаю — из этой жизни я уйду красиво, в последний раз станцую что-нибудь очень хорошее, прозвучат аплодисменты, я сойду со сцены, и люди скажут: она улетела, такая светлая и возвышенная… Так я планирую свой уход, а мысль имеет великую силу. И еще я знаю, что в будущей жизни буду танцевать еще лучше».

Похожие записи

91 — хороший результат!

Есть имена, которые знают все. Неважно, в какой сфере работает человек с таким именем. Например, практически каждый человек  знает, кто […]

В ложке меда легче утопить, чем в бочке дегтя

Есть мнение, что международных соревнований по фигурному катанию в предстоящем сезоне не будет. Так ли это, поживем-увидим.  Но если всё […]

Игрушки для молодых

Двойные прыжки, аксели, бильманы, флажки — всё это не наше оружие, не наши «фишки». Когда говорю «не наши», имею в […]

Добавить комментарий