Фигня, абзац и Москвильман

kissandcry Ледовая арена, Спортзал, Тренировочный каток, Фойе

Те, кто уже прочел книгу Алексея Мишина «О чем молчит лёд» уже поняли, что и разговор сейчас именно о ней.  Каждый любитель фигурного катания, а уж тем более фигурист, взрослый или нет, мне кажется, должен прочесть эту книгу. Хотя и написана она довольно старомодно, в ней есть много интересного и полезного.  И в ней чувствуется индивидуальность Алексея Мишина, а его история может стать для кого-то хорошим стимулом.

Ну, начнем с того, что кататься он начал очень поздно, в 15 лет. И стал сначала неплохим одиночником, а затем очень хорошим парником. Один только факт приведу: на чемпионате СССР 1969 года, они с Тамарой Москвиной взяли золото, обойдя и Белоусову с Протопоповым,  и Роднину с Улановым.

Посмотрите запись их произвольной программы с Чемпионата Европы 1968 года, там увидите, кстати, и бильман, который Москвина делала задолго до швейцарской королевы вращений. Так что бильман нам следует по-честному называть москвильманом.

Конечно, сейчас, если начать заниматься в 15, не достигнешь таких высот, но можно стать тренером и хорошим. Мне известно, что среди взрослых фигуристов есть те, кто стали дипломированными тренерами по фигурному катанию. Мне кажется только то, что они воспринимают это занятие как хобби мешает им добиться больших успехов в этом деле. А может они ленятся, а может боятся.  Вот у Мишина можно поучиться- не лениться и не бояться!  Взял же, Алексей Николаевич к себе в группу взросленькую Каролину Костнер, не заленился и не забоялся, итог – итальянская бронза ЧЕ.

Есть в книге и полезные рассуждения великого тренера об основах фигурного катания, о прыжковой технике и новом судействе. Что-то важное можете почерпнуть для себя.

Помню, как мы в ансамбле обсуждали соревнования профессионалов, разговор зашел о прыжках, и один из наших фигуристов доказывал мне, что высота прыжка – это не природное качество, а приобретенное. Вот посмотрите, что пишет Алексей Мишин по этому поводу:  «Кататься красиво можно обучить практически любого – прыгать высоко – нет. Отбор спортсменов, обладающих высоким прыжковым потенциалом – основа будущего успеха. Кататься красиво можно обучить практически любого. Прыгать высоко – нет». Прислушайтесь к этим золотым словам, взрослые фигуристы, к чему тратить время на прыжки, лучше уж учиться красиво кататься, это уж точно получится, раз научить можно практически каждого.

Интересен для фигуристов-любителей может быть и этот отрывок: «Со своей стороны я бы дал такой совет: не нужно стремиться приобретать излишне жёсткие ботинки и не стоит затачивать лезвия слишком остро, добиваясь глубокой канавки. Такая экипировка формирует у юного фигуриста стиль катания, напоминающий езду паровоза по рельсам. Не слишком острые коньки с мягким голенищем позволяют спортсмену овладеть хорошей рёберностью, чистыми поворотами и создать у него ощущение, что он гравирует рисунки на льду. Такое базовое понимание фигурного катания окажет бесценную помощь будущему квалифицированному спортсмену. Олег Протопопов, к примеру, катался в коньках, у лезвий которых практически отсутствовала канавка. Это обеспечивало ему виртуозное владение дугами. В связи с тем, что канавка была чрезвычайно мелкой, его коньки достаточно быстро ощущались как недостаточно острые. Именно поэтому Игорь Борисович иногда точил ему коньки прямо на катке». 

Молодежь с промытыми мозгами, уверившими в то, что СССР был райским местом, узнает, как стать невыездным из-за дружбы с невозвращенцем, и какие инструкции получали советские граждане, если им посчастливилось вырваться за «железный занавес».

Вот только несколько цитат из книги, читать их и смешно, и горько.  

«Но перед отъездом со мной провели инструктаж: «За границей, если в поезде женщина с вами в купе одна – выходите и сидите в тамбуре. Вас могут обвинить в сексуальных домогательствах, смотрите в оба. Опасайтесь провокаций, опасности – на каждом шагу».

«Это был мой первый выезд, где я был не как член команды фигуристов, который перед выходом из гостиницы должен был спросить разрешения у заместителя руководителя делегации и найти себе попутчика, ибо вдвоем сбежать труднее, а гостил в семье».  Вдвоем сбежать труднее, понимаете?

Еще один факт из советского прошлого, Алексей Мишин пишет, как в Питере каток обустроили прямо в церкви. Согласитесь, это дикость! В Москве тоже такое было. В бытность мою работы в организации под названием «Цирк на сцене», мы репетировали также в церкви прямо на Страстном бульваре. 

Довольно большая часть книги, конечно, посвящена ученикам Алексею Ягудину и Евгению Плющенко, Алексею Урманову, а также действующим спортсменкам, ученицам Мишина Лизе Туктамышевой и Софье Самодуровой.

Так что если еще не читали, то прочтите, заодно узнаете про «фигню» и «абзац». Про москвильман уже знаете.

Алексей Мишин (фото с сайта rg.ru)

Похожие записи

Что будет с календарем

Пока мы рассуждаем о разрядах, думаем выступать или не выступать, может случиться так, что вовсе не будет стартов. В такое […]

Есть повод улыбнуться

Сегодня День Рождения у великого человека, композитора, музыканта, певца, Луи Армстронга. Датой его рождения принято считать 4 августа 1901 года, […]

Тонкая находка

Я уже как-то рассказывала, что моя любовь к фигурному катанию началась с Ледникового периода. И на моем примере четко видно, […]

Добавить комментарий