Учимся у профессионалов

kissandcry Нет рубрики

Есть время почитать. Есть время чему-то поучиться. Мы фигуристы, что бы могло быть нам полезным?

Взрослый фигурист – личность разносторонняя. Он где-то работает, а значит голова его занята какими-то посторонними для фигуриста мыслями. Также зачастую ему самому приходится и элементы изучать по книгам или видео, и программы ставить, и костюмы шить.  Как поставить программу, если ты не хореограф? Что если выхода нет, и приходится самому ставить? Или очень хочется поставить, но нет уверенности в своих силах?

Вот для таких смелых и отчаянных «нехореографов» есть хорошая книга, которую я всем рекомендую прочесть. Она не совсем про хореографию, она многослойна, как торт «Наполеон».  Книга Соломона Волкова «Страсти по Чайковскому» построена в форме беседы с величайшим балетмейстером всех времен и народов Джорджем Баланчиным. Очень крутой профи.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге, выучился в Императорском театральном училище (сейчас – Академия Русского Балета им. А.Вагановой), а потом уехал за границу, где стал Джорджем Баланчиным и основал американский балетный театр.

В книге много воспоминаний о Петербурге (для тех, кто увлекается историей), о балетной школе (для тех, кто любит балет).  Основной разговор идет о музыке (для меломанов), о любимых композиторах Баланчина – Чайковском (это главная тема всей книги) и о Стравинском.  Интересно читать о жизни Баланчина за границей, о  его путешествиях…  Все слои этой книги-торта вкусные. Но помимо этого книга еще представляет собой пособие для постановщиков. Взгляды Баланчина  на искусство балетмейстера развеивают многие заблуждения, которые могут помешать тем, кто начинает свой путь в хореографии.

Заблуждение первое: критика.

По себе знаю: когда только начинаешь ставить, очень хочется, чтобы похвалили, «погладили», чтобы всем понравилось, отрицательные отзывы воспринимаются как трагедия.  Что же Баланчин?

Цитирую: «…Первые рецензии были уничтожающими…» И что? Баланчин оставался невозмутимым, он твердо верил в успех. «Успех пришел после десятилетий напряженного труда…». Во как! А вы думаете – всё и сразу. Это ошибка. Конечно, не у любого взрослого фигуриста есть в запасе десятилетия, но чем дольше тянете, тем меньше остается.  Вывод: чужие мнения слушайте, фильтруйте и делайте.

Заблуждение второе.  Я должен всех переплюнуть.  

Вот молодой постановщик или взрослый сидит на концерте или на соревнованиях и не может спокойно смотреть, всё думает: «У меня лучше. Я вот выдумаю этакое, все аж закачаются». И эти мысли отравляют его досуг, он уже не может спокойно смотреть на выступления, всё сравнивает, ищет что-нибудь отрицательное у других. Что тут можно сказать? Он не прав!

Баланчин в молодости тоже так думал. «Помню, когда я ставил первые балетные номера, мне очень хотелось выдумать что-нибудь особенное, чтобы все говорили – да, это лучше, чем у Бориса Романова! Интереснее, чем у Касьяна Голейзовского! Было, было соревнование такое».  С одной стороны, хорошо, дух соперничества и самолюбие могут подвигнуть на что-то выдающееся, но доброжелательность помогает сохранить здоровое состояние духа, которое так необходимо для творчества. Вот и Баланчин к этому пришел, когда повзрослел и поумнел. А мы уже взрослые, да и опыт Баланчина нам в помощь.

Заблуждение третье. Наверное, я бездарность.

Да, бывают такие моменты. Кажется, что ты ни на что не способен, ничего не получается. Не волнуйтесь! Вот послушайте, что Баланчин пишет, это вас точно успокоит: «Иногда, когда слушаю музыку, я начинаю представлять: вот думаю, сейчас пойдет в эту тональность, значит, тут может что-нибудь такое произойти, а тут такое… а потом думаю, нет, не могу я это поставить. Думаю, может быть, я вообще не подхожу. Может, я вообще говно собачье. Вот так!» 

Заблуждение четвертое. Никогда не повторяться.

Бывает хореографу говорят: «Вот у тебя в этом танце такие же движения, как в том и в том. Сразу видно, кто танец делал». Вроде как это плохо. Пожимаешь плечами и отвечаешь: «Что поделать? От себя не уйдешь». То есть соглашаешься: да, плохо. А так ли это?

Создать свой узнаваемый brand – это очень хорошо. Например, Чайковский: как только заиграют, тотчас слышишь – он, родимый, и никто другой. То же самое и Баланчин. Только затанцуют, сразу ясно – Баланчин. Такого, по мнению Баланчина, немногим удается достичь.

В молодости он ставил очень много танцевальных номеров, а затем в зрелом возрасте рассуждал так: «Чего же этому пропадать? Зачем я буду новые трюки выдумывать, когда у меня столько в запасе есть? … Теперь вспомню что-нибудь из моих старых трюков и вставлю в новый балет». Вот так. Хорошие творцы не любят, чтобы сочиненное зря пропадало. Так что вовсе необязательно новые движения всегда придумывать, в повторах греха нет, главное опять же – чтобы вышло естественно и было на месте.

Заблуждение пятое. Ни шагу без вдохновения.

Про вдохновение могу сказать, что если его ждать, то ничего не сделаешь. Чайковский говорил: «Вдохновенье – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».  Поэтому  делайте, если решили попробовать или уж тем более если вы хореограф.

Думаю, эту книгу всем фигуристам надо  прочесть для общего, музыкального и прочего развития. А для тех, кто уже ставит себе программы или хочет, но боится, вдвойне полезно. Да и время сейчас для этого есть.

Похожие записи

Кто молодец-3?

Продолжаем вспоминать прошедший сезон. Мы фигуристы и понимаем, что даже у самых выдающихся спортсменов случаются не очень удачные программы. Что-то […]

Кто молодец -2?

Заключительным главным стартом этого сезона для наших фигуристов стал Чемпионат Европы. Российские спортсмены в Граце взяли всё золото, это приятно. […]

Господин случай

— Что взять? Ну, шапочку и перчатки, у нас тут холодно… — вещала маме в трубку администратор Ледо. Мне только […]

Добавить комментарий