Сергей Мозгов: «Все, кто каким-либо спортом занимается, это ненормальные люди»

kissandcry Фойе ,

Профессионалы вообще знают, кто такие любители? Есть им до нас дело? Мы вообще из одного мира? Да, да, и еще раз да. Не только знают, но знают много и даже активно участвуют в нашей жизни. В этом мы смогли убедиться, встретившись в одной уютной московской кофейне с фигуристом, а теперь и тренером, Сергеем Мозговым, и проговорив, кажется, обо всем!… конечно же, обо всем околофигурнокатательном… Вы вот знали, например, что одна из учениц Сергея даже выступала на соревнованиях в Оберстдорфе? С этого и начался наш увлекательный разговор…

Интервью Сергея Мозгова для Kiss and Cry

Кроме Вашей ученицы, которая выходила на Оберстдорф, есть еще знакомые взрослые фигуристы?

Да, я немного работал на «Локомотиве», до того как я закончил со спортом. Основная категория спортсменов, с которыми я работал, были как раз-таки любители: с кем-то прокатать обязательный танец, кто-то просто хотел встать на коньки, начать кататься, кому-то что-то надо было с программой сделать, в целом, основной контингент были взрослые спортсмены.

А возраст какой у них был?

От 35, и самая пожилая женщина, которая была, ей было 67 лет, но она бабушка и до этого когда-то была тренером, бабушка моего знакомого просто.

Какое у вас мнение о них, вот вы с ними пообщались, увидели, как они работают, как они живут – они вообще нормальные?

Естественно, в принципе, все, кто каким-либо спортом занимается, это ненормальные люди. А так, в целом, я считаю, что такого бы рвения, как у взрослых к тренировкам, нашим бы спортсменам.

У взрослых больше?

Конечно, в разы больше. Со спортсменом нужно поругаться, заставить, еще что-то, а вы слушаете и сами пытаетесь исправлять. Я один раз работал с мужчиной, который до этого работал в военной индустрии и вот он целый час пытался исправить одно и то же движение. То есть у вас есть вот это вот стремление, и этого, конечно, очень многим нашим спортсменам не хватает.

Что в работе со взрослыми важнее всего? Что тренер в первую очередь должен учитывать?

Важнее всего учитывать то, что необходимо постепенно подходить ко всем этапам подготовки, нельзя расценивать так, что это взрослый человек, и он быстрее поймет, и поэтому давать сразу сложное упражнение.  Во-первых, чем старше человек, тем меньше ему надо падать, потому что есть проблемы со здоровьем, и кости уже становятся более хрупкими.

Потом не соберешь?

Конечно, к сожалению, это так, чем ты старше, тем падать и больнее, и страшнее, и дольше потом восстанавливаться, поэтому нужна постепенная подготовка.

Иногда еще взрослые любят очень поразговаривать на тему всего, что происходит в мире фигурного катания, во время тренировки, ну и плюс минус поддерживать отношения.  Я считаю, что со взрослыми не нужно как с маленькими учениками держать субординацию, с ними спокойно можно разговаривать, и это наоборот помогает — они лучше услышат и лучше поймут.

Что во взрослых больше всего раздражает?

Ну, у меня, наверное, не было такого… иногда немного раздражают любители, которые покатались с кем-то из известных тренеров, ну, бывают такие, и они после этого считают, что они сами могут преподавать.  Я, конечно, всё понимаю…

Спорят, наверное?

Да, и спорят.  Я, конечно, всё понимаю, но человек, который занимается с четырех лет этим, он в принципе больше знает, чем вы, даже если вы позанимались с каким-то известным тренером.

Что вы делаете, если вы даете взрослому какое-то упражнение, а он говорит – а вот Руслан Жиганшин мне говорил,  что это надо делать по-другому.

Ну, во-первых, всегда есть разные техники, разный подход к одному и тому же упражнению, даже беговые можно делать тремя разными способами. Если уж действительно ужасно, отвратительно и так не должно быть, естественно я попытаюсь оспорить, но если человек совсем упирается, ну ладно, делайте, как вы уже привыкли. То есть если человеку больше нравится или больше подходит то, что дал другой тренер, это не вопрос, но иногда бывает, что просто могут не так понять или не так запомнить, и показывают такое, что в принципе никакой тренер показать не может.

«Вы что-то путаете или это не тот Руслан, видимо, был…»

Да, поэтому важно понимать, когда адекватный спор, а когда просто желание упираться и не меняться, потому что всё равно чем старше человек, тем сложнее ему меняться, чем старше, тем сложнее.

Это он мне говорит.

Это очевидно, это и с близкими родственниками так происходит. С бабушкой моей та же ситуация, невозможно переубедить человека ни в чем.

Раз мы заговорили о разных техниках.  Мы недавно были на мастер-классе у Адама Лукаша, который с Вашей юниорской партнершей катается, и нам даже действительно по беговым показалось, что он как-то по-другому катается. Есть отличия у русской школы, западной и северо-американской. Ну знаете, как, например в балете есть вагановская школа и московская?

Я даже не сказал бы, что есть разница территориальная, есть разница у каждого тренера, кто-то любит, когда идёт наклон в беговых, кто-то любит задавить бедро, кто-то чтобы толчок ноги был выше, кто-то наоборот, чтоб ускоряться.  Тут кого как воспитали.

Вот сейчас эстонские спортсмены, с которыми Вы будете работать, они же уже воспитаны же кем-то?

Они достаточно молодые, в этом есть плюсы. Девочке всего 14 лет, а мальчику — только исполнилось 18.  Там есть, над чем работать, их еще можно переучить. Меня переучили, когда мне был 21 год. Меня переучили правильно делать беговые, до этого я их немножечко неправильно делал.

То есть выиграли чемпионат мира среди юниоров на неправильных беговых? То есть бегали неправильно, но быстро, наверное.

Да. Но всё равно же каждый тренер… то есть хороший тренер — это тот, кто продолжает развиваться, он должен понимать, что он делает не так, и это было и у Алексеевой с Кустаровой, когда они чуть-чуть начали менять технику, и потом, когда я перешел к Крыловой Анжелике, они тоже придерживались этой техники вместе с Волковым. Мы можем говорить, что берем беговые из шорт-трека и конькобежцев. Они же не бегут, наклоняясь внутрь, если бы они наклонялись внутрь, они бы просто падали.  Скорость набирается за счет того, что ты задавливаешь бедро внутрь, за счет этого идет давление на бедро, и идёт толчок. Но кто-то считает, что это неправильно.

Кстати, Адам Лукаш беговые делает под таким наклоном, что мы с Катей решили, что мы так не можем.

На мой взгляд, это неправильно. Если у тебя общий наклон большой, то у тебя ноги будут просто вылетать, потому что у тебя центр тяжести смещен. А если ты будешь четко на ногах, то и толчок будет мощнее.

У меня такой вопрос: вот мы однополый дуэт, то есть мы, две девочки, катаемся вместе. Если ИСУ вдруг решит, что танцевальный дуэт — это не джентльмен и леди, а, допустим, два джентльмена или две леди, вы бы пошли в однополый дуэт? С мальчиком кататься?

Я считаю, в принципе в плане танца и шоу пара мальчик с мальчиком может сделать больше акробатических элементов и более мощные быстрые вращения, чем с девочкой, ну это в принципе логично, потому что мальчики сильнее. Я слышал, что ИСУ рассматривал такой вариант, так как в мире есть пары, в которых мужчина и мужчина, к тому же есть Гей Олимпийские игры, где вообще в принципе участвуют однополые пары. И ИСУ рассматривал вариант, чтобы допустить их официально участвовать, но там всегда есть свои сложности. 

Недопустимо?

Ну не то, чтобы недопустимо, но вот в нашей стране это не воспримут, увидят, как мальчик с мальчиком катается… или что-то в этом роде. Но это интересно, из этого можно очень много вещей сделать.

Зрелищно, оригинально…

Да, девочка с девочкой лучше понимают друг друга, так же и мальчики, у вас в паре лучше взаимопонимание, вы лучше друг друга чувствуете. Конечно, когда партнер с партнершей катаются уже лет 6-7, они тоже себя прекрасно чувствуют, но в принципе понимание между одинаковыми партнерами всегда лучше.

То есть Вы бы не стали кататься с мальчиком?

Я не столько бы катался, сколько делал акробатические элементы. Я бы уже сам не вернулся в спорт, так если бы была возможность я бы в шоу попробовал что-то интересное с мальчиком катать.

Что в танцах на льду самое-самое трудное?

Самое трудное, я бы сказал, для нас для всех сложно то, что вот у нас есть дорожка шагов во всех категориях, но только одиночники и парники делают, ну грубо говоря, на двух ребрах, и при этом получают четвертый уровень, а мы, когда мы это показываем, получаем третьи, вторые уровни и крайне редко четвертые. То есть самая главная сложность в том, что танцы – субъективный вид.  У нас нет элементов таких, которые четко показывают, сделал или не сделал.  И это главная сложность. В одиночном: прыгнул — не прыгнул, плюс минус – понятно.  У парников тоже: выброс, поддержка — всё понятно.  У нас, танцоров, самые непонятные правила, зачастую даже и судьи не понимают, и это, я считаю, главная сложность, не элементы – а восприятие и понимание.

Что в танцах «собрать и сжечь»? Вот твиззлы – они нужны?

Ну, твиззлы – это хоть какой-то уникальный элемент в танцах, парники не делают, только в дорожках, а параллельные твиззлы, только у танцоров. Слава Богу, некоторые люди начали креативить, первые самые креативные твиззлы были от Степановой и Букина – пистолетики, а так в остальном, когда они стандартные и как у всех, естественно неинтересно.

Как вставные зубы, они для образа не нужны, ничего не выражают…

Сейчас дополнили тем, что можно добавить шаги между твиззлами, то что можно перекидку какую-то сделать…

Это усложняет твиззлы или наоборот твиззлы друг за другом труднее делать?

Тут зависит от техники, кто-то любит подряд делать, например, Кацалапов, они всегда крутили подряд, у них нет особо такого, чтобы много шагов было между, а так зачастую, я думаю, это интерес добавляет, сложности добавляет, потому что до пяти шагов можно сейчас между твиззлами вставлять,

Они там и поддержки, и чего-то там еще…

Да, там можно делать всё, но главное, чтобы четко было 5 шагов.  Не более 5, можешь хоть один, хоть два, и это добавляет некой сложности, потому что никто не понимает, что значит 5 шагов, это шаг или въездная дуга, или не въездная дуга, в общем, непонятно. Ну, сейчас посмотрим, пытаются всё усложнять, посмотрим, как всё будет.

Что вообще больше всего влияет на развитие танцев на льду?  Гимнастика, может, хореография, танцы?

К сожалению, на танцы в основном влияет лидер в танцах на льду.

Кто первый, тот и диктует?

Да, потому что у нас все смотрят так, что – вот он получает выше оценки потому что у него такие-то образы, он под такую-то музыку катается, такие-то вещи делает, поэтому, я считаю, что это большая проблема, что Сизерон был лидером, у него, первое, слабые поддержки, поднял на пару сантиметров, подержал, поставил, и, второе, нет никакого креатива. Всегда медленная музыка, по мне так это убийство танцев на льду. Ну невозможно, чтобы вся последняя разминка каталась под медленную музыку.  Ну, это же уныло, это убивает просто. Да, они сейчас пытаются креативить, и сделали вот эту вот под стихи, но они сами говорили, что это нарушение правил, под стихи кататься нельзя, но им при этом никто ничего не снимал.  Ну как бы, ну ладно.

Можно это как-то переломить, изменить?

Возможно, да. Вот дали возможность Кацалапову, на Чемпионате Европы. Но, к сожалению, плюс-минус, у него такие же медленные программы, он этим же и берет, это скорее всего не изменится, пока все старые судьи сидят.

Или пока Сизерон на пенсию не выйдет…

Да, что-то в этом роде. Потому что классика всегда звучит мощнее и сильней любой музыки на льду, она заводит, но я считаю, что надо либо запрещать использовать классику на льду, либо какую-то интересную интерпретацию использовать, или чтобы была при этом интересная постановка, а не так – люди в красивых платьях катают медленную трагическую историю. Создайте что-то более интересное.  Вот на прошедшем юниорском Мире пара из Франции каталась под современную обработку «Кабаре», и «Кармен» у них тоже под современную обработку, да, это звучало странно и непонятно, но это было что-то из ряда вон выходящее, и это было интересно смотреть.  Это да. И Ревия, которые катались за Грузию, тоже интересно катались.

Вот у Вас сейчас новый путь начинается, уже мы поняли, что будет работа с профессионалами, то есть на любителей сейчас времени не будет.

Сейчас пока что нет, но я всегда с любителями работал, когда был в Москве.

Вообще профессионалы и любители должны «дружить»?  Например, профессионалы могли бы иногда что-то бесплатное делать для любителей?  Например, поставить кому-нибудь программу.

Это от человека зависит, сейчас у нас подкатки сделаны так, что неизвестный никому человек может задирать ценник так, что, например, 7000 за час.

А известны примеры, когда за мастер класс требуют до 100 000… Ну, между нами должны же быть более лояльные отношения, мы ж вам не чужие, мы за вас «болеем»…

Может быть, просто другой вопрос, что, например, те, кто не топ-3, не получают достаточно высокой заработной платы и в то время, когда ты мог потренироваться и подготовиться, надо зарабатывать.

Вы работали в детском спортивном балете на льду, расскажите, как вы туда попали и что там делали?

Меня друзья пригласили, и я там работал с детьми над скольжением. Это интересная работа, но к сожалению главная мудрость – никогда не работай с друзьями. Один человек начал ревновать детей ко мне, ну, то, что они меня слушаются лучше, и тому подобное, меня со старшей группы перекинули на самую младшую, а потом вообще перестали со мной сотрудничать. Это было обидно.

Вообще, как в балете работать? Это же дети-любители?

Да, это любители. Но кто-то из них хочет в итоге переходить в профессионалы, кто-то наоборот хочет развиваться, как любитель. Балет на льду интересен тем, что грубо говоря можно сделать маленькое шоу, с декорациями, костюмами, с чем угодно, но, к сожалению, по крайней мере на тот момент, когда я работал, соревнований было не так много и балеты не являлись профессиональной категорией, вроде как за это боролись, как сейчас обстоят дела – я не знаю.

Если фигурист-любитель захочет, и Федерация ему позволит, защитить разряд в танцах на льду, а партнера или партнерши нет, вот у Кати, например, и она обращается к вам, чтобы вы с ней подготовились к сдаче разряда?

Зачастую так бывает, что обращаются для сдачи, просто для получения разряда.

То есть Вы могли бы, если к вам обратились?

Да, конечно, почему нет. В этом проблем ноль. 

И оценивают только партнершу?

Да.

И такая практика существует?

Да, такое довольно часто происходит, ко мне совсем недавно обращались, правда я слабо представляю, как это возможно бы было, потому что просили прокатать с девочкой в возрасте 9 лет.

Поддержки было бы легко очень делать…

Это достаточно общая практика.

У взрослых фигуристов-любителей есть программа произвольная и интерпретация, техническая и артистическая, и сейчас ходят такие разговоры, что и у профессионалов хотят разделить программы. Вы бы вернулись в спорт, если бы программы разделили?  Как танцор или одиночник, или парник?

К сожалению, мне кажется, что такого разделения не будет, сейчас и так стараются сделать так, чтобы произвольная программа была максимально свободной, я вот сейчас на юниорском мире присутствовал на тренерском совете, сейчас они решают, хотели когда-то сделать снова три танца, что были опять отдельно обязательный отдельно, оригинальный и отдельно произвольный танец. Но это, во-первых, три соревновательных дня, мы помню всех ненавидели в своё время, все катались два дня, а мы три.

Их же отменили, потому что это было не очень хорошо, а зачем тогда обратно?

Ну просто, кто-то высказался за традицию, то что танцы всегда отличались обязательными танцами, хотя сейчас обязательные танцы превратились в абы что, да, кто-то там неплохие паттерны и дорожки делает, но я не считаю, что это надо делать новыми обязательными танцами. Яркий пример – это юниоры этого года в танцах на льду, вот хорео дорожка в этом году – ни судьи не знают, как это судить, ни дети не знают, как это катать, ни тренеры не знают, как это делать. Это смешно. В этом направлении можно сделать, допустим, отдельно оценивать программы в шоу, показательные выступления, тогда это может быть даже интересно, отдельно сделать для всех категорий, все катают короткую, произвольную, а потом в день показательных их оценивают за креатив, как они двигаются под музыку, за идеи, за образы, мне кажется, это было бы интересно. Ну, то есть оставить обычные категории, но добавить еще такую, можно по-всякому это оценивать.

И это сделало показательные танцы более разнообразными.

Да, да. Сейчас все катают либо старые произвольные программы, либо чаще всего все берут какую-то трагическую музыку.

Кстати о шоу. Тут вот было шоу Лизы Туктамышевой, в Петербурге, и там выступала одна очень крупная фигуристка, большая…

В красном платье которая?

В красном платье, да. И мне интересно, этот женский образ – чья была идея?

Я хотел сделать танец наоборот.

То есть это ваша идея?

Да. Я хотел сделать танец наоборот, потому что до этого это было чаще, как юмористическое – то есть с огромной грудью, накрученная на бигуди, в халате, веселенькое что-то, а так чтобы это было в вечернем платье, такого не делали. Мы хотели это еще в Канаде сделать, но нас, во-первых, не позвали на показательные, а, во-вторых, нам сказали, что нас там зарежут за то, что я не толерантный человек и высмеиваю секс меньшинства. Но я ни в коем случае не высмеиваю, а просто захотел в таком образе покататься. Сейчас там могут придраться к чему угодно.

На фоне всей этой борьбы с лишним весом, анорексии, и когда Тарасова говорит – «она чемодан с собой носит», чувствовать себя большой такой, нормальной фигуристкой — как?

В целом мне достаточно комфортно было. Девочка необязательно должна быть худой, но это не значит, что девочка должна быть толстой. По крайне мере, это к профессиональному спортсмену относится. Ты должна быть в форме, и понимать, что партнер тебя выдержит.  Когда партнер с партнершей одинакового роста, и девочка выглядит внешне, как мальчик, то это некрасиво. Это возможно, в принципе, вот на юниорском чемпионате была пара из Чехии, там девочка шире, чем мальчик, и он из-за этого не может сделать ни поддержки интересные, ничего, в этом сложность, ну, грубо говоря, у них убирается половина возможностей, он не может ее поднять никуда наверх, он не может ее перекинуть, вращательная поддержка всегда внизу, он ее не поднимает, она сама на него забирается.

Вы могли бы им посоветовать делать всё наоборот, как собственно у вас и было…

А до этого уже были брат и сестра Керры, за Англию катались, Анисина – Пейзера, были такие примеры, с такими креативными элементами. В креативном элементе нет никакого запрета, ты можешь делать всё, на то он и креативный. Почему как креативный элемент партнерша не могла поднять партнера?  Ну опять-таки Бетина меня не подняла бы, потому что я большой человек, да?  а вот в том случае, когда партнеры одинакового роста, почему бы и нет?

То есть на это судьи смотрят нормально?

Нормально. Я вообще бы не сказал, что когда девочка большая к этому относятся критично, это у нас в России так относятся. Посмотреть на американских танцоров, да, есть маленькие девочки, но при этом есть и крупные, мощные девочки. Если она справляется со своим весом, и она может работать, никто не дает запрета, это у нас обязательно должна быть тоненькая, худая, высокая, если еще блондинка, то еще лучше.

Ну, блондинка — это дело наживное.

Да, так.

Шоу удалось?

Шоу удалось, я считаю. Ну, естественно, у нас было мало поддержек, потому что у меня проблемы со спиной, и номер не выглядел так эпично, как хотелось бы, но так в общем, хорошо. И для первого Лизиного шоу – неплохо. Не вау, но неплохо.

Зачет?

Зачет, да.

Кстати, о спине, я хотела спросить. Вы, как дельфин прямо, по моему плану идете, как будто чувствуете, о чем я хочу спросить. Вот травмы – можно ли в принципе быть здоровым фигуристом?

Нет. Если говорить правду, то спорт не лечит, спорт калечит.  Если ты выходишь в профессиональный спорт, у тебя по-любому будут травмы.  И как бы ни пытаться, как бы ни следить, всё равно будут проблемы, не важно, колени, плечи, спина, что-то, но полетит.

Вот от чего что летит? Спина – от чего?

Спина? В моем случае от того, что партнерша пополнела немножко, причем достаточно резко, потом из-за новых элементов, которые пытаешься сделать. И потом фигурное катание это нелогичный вид спорта — какой нормальный человек встанет железками на лёд, если уж так говорить. 

Катя, мы ненормальные. И Вы ненормальный.

Да. Мы пытались вечно креативить. И у меня проблемы со спиной, потому что все наши поддержки в неудобных положениях, то есть я удерживаю в скрученном положении, в эти моменты усиленная нагрузка на спину идёт. У кого-то летят колени. У меня до этого болели колени, у меня резкий рост был, и при была давным-давно тоже толстенькая партнерша, и вот полетели у меня тогда колени.  Всё равно всё у всех летит, точно так же как сейчас юниоры одиночники посыплются, которые «четверные» прыгают, потому что в таком возрасте нельзя так. Во-первых, из-за переходного возраста, они по-любому будут расти, у них будет меняться организм, и у них полетят эти все прыжки. Я не знаю ни одного спортсмена, который при переходном возрасте сохранил бы все прыжки.

А по видам у кого чаще что болит? У танцоров чаще спина?

Спина, плечи.

А у одиночников?

Колени, зачастую тоже спина, то есть спина всё равно – она главный амортизатор.

От Бильмана спина болит, наверное?

Да, от Бильмана, конечно, потому что это неестественное положение для спины, у нас спина должна быть s-образная, а тут ее в обратную сторону выгибают, то есть неестественно.

Что делать, если Бильман хочется, а проблем со спиной не хочется?

Главное, спину укреплять, если корсет укреплен, меньше и проблем будет. Но болеть будет, если пытаешься сделать сложный элемент, то болеть будет всё равно. Взрослый фигурист же не с детства к этому готовился, растяжка нужна, будешь тянуться, и всё будет болеть.  Меня вот спасает более-менее сильный корсет, а так у меня две грыжи, три протрузии, пять грыж Шморля, и два диска почти лопнули, поэтому…

Какой ужас. Взрослые, не фанатейте так. Вы ж нам нужны живые!

Ну да. Можно для себя, но при этом не пытаться прыгнуть выше головы. Это то же самое, когда спортсмен выходит на старт, он может попытаться прыгнуть выше головы, вы должны развиваться, но постепенно, не так – вот сегодня я сделал «одинарный», прям завтра я попробую «двойной».  По-любому же он не получится.

На соревнованиях…

Да, на старте, как вариант. Естественно вы упадете, естественно это будет неприятно, естественно это будет травма, то есть всё это должно быть более постепенно, более оптимизировано. Не пытаться прыгнуть выше головы, насколько возможности позволяют, так и делать.

Вы веселый человек, в принципе?

В целом, да.

Вот эта ваша оригинальная пара с Бетиной Поповой, там приходилось Вам притворяться, или по правде вы такой?

Нет, честно, я достаточно веселый человек, я люблю всякие затеи, я когда был юниором, всегда был в центре разных приключений, был душой компании. Это сейчас я отстранился от фигурного катания, у меня мало друзей в фигурном катании. В профессиональном спорте не бывает друзей.

Не дружите?

У нас не командный вид спорта, твой друг может быть твоя партнерша или твой друг может быть из другой категории, но не в твоей же категории, в твоей – нет.

И Лиза Туктамышева говорила, что одиночницы не дружат друг с другом, а с парниками и танцорами.

Точно так же как у нас. Мы не дружим с танцорами. Мы скажем «привет-пока», пообщаемся, но это не дружба. Бывает, конечно, и общаются, но это когда один считает, что другой его никогда не догонит, не переиграет или еще по каким-то причинам.

Ладно тогда такой вопрос – вы будете фигуристом, когда вырастете?

Это уже пожизненное, если так можно сказать.

Я имела в виду, вот будет Вам лет 50-60, поедете в Оберстдорф, если он тогда еще будет?

Если будет позволять здоровье, потому что я прекрасно понимаю, что те проблемы, которые сейчас уже есть, они будут только сильнее и сильнее проявляться.

Можно в Бронзу заявиться?

Можно, да, в Бронзу заявиться. Я возможно и в этом году еще поеду в Оберстдорф, но для семинара. Пытаться что-то менять в правилах. Вообще, как любитель можно и заняться, если спортсмены мои меня отпустят.

Вдруг вы загрустите по соревнованиям, по медалькам?

Ну, я думаю, тренерская работа не даст мне скучать по соревнованиям, потому что вот сейчас я был за бортом, и это даже больший стресс, чем для спортсмена. Потому что когда ты сам катаешься, ты переживаешь за себя, что ты сделаешь на льду и делаешь, а когда ты тренер, ты вот выпустил его, и как бы всё. Ты ничего с этим уже сделать не можешь. Ты можешь только сказать что-то, и дальше ты не в ответе. И что он там творит, это вообще.

А у него там чего-нибудь переклинило…

Да! По-всякому может быть. Вот я мальчика выставлял, он говорил —  я не волнуюсь, ничего, но за сутки у нас температура 37.9, ноги забитые, мы не можем бегать, мы не можем растягиваться. Ну, естественно…

Психосоматика, ну, хорошо, вот если к вам обратятся две дамы, которые хотят, вернемся к этой теме, защитить разряд, одна дама красивая молодая, а одна вот такая в годах. Вы не откажете вот второй-то даме?

Да я не считаю, что возраст какое-то значение имеет. И потом мне же это нравится, моя категория, мне интересно, я же не выбираю партнершу – красивая или некрасивая. Ну, я не знаю, для кого-то это может критически важно, а для меня – нет проблем

Ну, с бабушкой получается кататься, как-то фу!

Для меня единственное только, что это больше ответственности, потому что возраст – не дай Бог упадем, и для Вас это будет более опасно, чем для более молодого человека, и это больше ответственности. Может некоторые отказываются именно потому, что не хотят брать на себя такую ответственность. У нас же разные бывают партнеры, кто-то ловит, кто-то не ловит партнершу,

Вот Катя любит падать вместе, одной скучно ей.

Но для меня проблем нет, в принципе мои партнёрши достаточно редко падали, и то просто по глупости какой-то. Для меня нет разницы молодой или взрослый спортсмен.

Насколько вообще взрослый спортсмен может приблизиться к правильному исполнению паттерна?

Это в принципе возможно, это реализуемо, тут главное понимание как правильно делаются элементы. То есть технически в танцах самая сложная составляющая это поддержки, а в остальном в принципе, нет такого, что невозможно сделать. Всё возможно сделать. Если долго пытаться и стараться, то почему бы и нет? Мне кажется – это достаточно реально. То есть это не такая невозможность, подкрутку сделать – да, согласен, во-первых, это страх, во-вторых, это как бы не каждый сможет. А дорожки шагов, вообще проблем нет, это как владеть коньком.

Я не считаю, что танцы, это очень тяжелый вид, он тяжелее, чем другие виды, может быть в плане, поддержек, вращений и креатива. У парников вот как 5 лет назад были поддержки, так они и остаются, то есть ничего нового особо не придумали, а в танцах ты каждый год должен придумать новую поддержку, новое вращение, всё новое. А в парном зачастую бывает, что даже и старую программу оставляют.

Кто вращается лучше парники или танцоры? Кто-то нам говорил, что танцоры лучше парников вращаются.

Тут спорно. Я бы сказал, что парники делают вращения лучше технически, а танцоры вращаются более креативно.

У танцоров же еще сложные входы, сложные выходы. У парников нет такого.

Да, кто-то пытается делать креативные входы и  выходы из поддержек, это  круто, а во вращениях  парники лучше с технической стороны.

Спасибо большое. Мы еще хотим фотку.

Да, конечно.

Сергей Мозгов, Галина Никонова и Екатерина Меден

Похожие записи

Без фанатизма

Сегодня без нытья, только по делу, ибо нечего нам ныть! Коронавирус (вернее, его последствия — удаленная работа и как следствие […]

Мы все умрем…?

Кажется, только этот вопрос и обсуждают повсюду последний месяц. В новостях объявляют пандемию, закрывают границы между государствами, отменяют международные рейсы, […]

Евгения Дубовицкая: «Шоу — это мое!»

С Женей мы знакомы ну очень давно! С первых моих соревнований… И, как это обычно бывает у любителей, видимая конкуренция […]

Добавить комментарий