На первый взгляд, это заявление – нонсенс. Как так может быть? Поясню.
Начался новый фигурнокатательный сезон, в эти дни проходит первый этап серии Юниорского Гран При. Мы, конечно, смотрим, болеем за наших, как и положено. И, конечно, мы не оставили без внимания четверной тулуп Камилы Валиевой, это потрясающее достижение, с чем мы ее и поздравляем! Мы понимаем, сколько труда и упорства вкладывают эти дети для достижения успеха, результата, таких достижений. Ради чего они это делают? Какая у них мотивация? Мотивы немного разнятся у фигуристов, но основные два, наверное, всё-таки: слава и деньги. Ради этого всего отдельно избранные, способные личности готовы не есть, не спать, работать на износ. И получать травмы и сопутствующие профессиональные заболевания. Это их выбор, может быть, не совсем сознательный, учитывая юный возраст спортсменок. Но, по крайней мере, в данном случае игра стоит свеч, согласитесь.
Мы – взрослые фигуристы. А значит наш выбор должен быть совсем сознательным. Нам не могут уже запудрить мозги ни родители, мечтающие вырастить из нас чемпионов, ни тренеры, которым вы нужны с 4 до 15 ( лет, я имею в виду). Поэтому у нас другие мотивы: ни славы, ни денег нам фигурное катание не принесет, а это значит – можно есть, можно спать и не работать на износ. И не то, чтобы даже можно, а, представьте себе – нужно.
Глядя на катающихся в Куршавеле тростиночек, я размышляла. Куда уж хуже? То есть куда уже худее? Ну вот сколько в них веса – 25, 30 кг? Думаю, не более того. Как достичь такой формы, ответ один – не есть. Вот они и не едят. Мы все знаем страшные истории про голодное спортивное детство Юлии Липницкой и Евгении Медведевой. На форумах по фигурному катанию мамочки юных фигуристов от 5 лет делятся переживаниями по поводу неправильного питания и возникающих в связи с этим проблемами. И, кстати, не только физического свойства, но и психо-эмоционального. Одна из родительниц рассказывает, как тренер на собрании велела родителям свести питание юных спортсменов до минимума, а также не кормить после шести. Если же ребенок по причине загруженности не успевает пообедать или по завтракать – то это не страшно, а даже и хорошо. Так тренеры гробят чужих детей ради своей успешной карьеры. «Как хорошо», думала я, наблюдая за Майей Хромых, -«что я взрослая спортсменка и что мне не надо морить себя голодом. Как прекрасно, что такой прекрасный вид спорта для меня просто хобби».
Хотя, так как я бывшая спортсменка и также танцовщица, то все эти голодные ужасы я проходила в своё время. Сколько себя помню – постоянная борьба с лишним весом, изо дня в день. Уж даже и не знаю, сколько вреда принесли мне все эти голодовки, ограничения того или сего, и как аукнутся или уже аукнулись юношеские эксперименты, вроде – а смогу ли сбросить еще килограммчик, если не буду есть три дня?
В общем, конечно, для нашего спорта, чем спортсмен хуже, тем лучше, но давайте будем реалистами: не за чем нам изнурять себя голодовками и непонятно какими диетами. Комфортные для вас вес и объем, которые вы можете сохранять постоянно – лучшее, что можно придумать для взрослых фигуристов, которые катаются не для того, чтобы получить огромные призовые или войти в историю, как исполнительница первого пятерного прыжка.
Кроме нарушений в питании, обмене веществ и прочих женских завихрений, связанных с полуголодным, а порой и голодным существованием, у профессиональных фигуристов есть проблемы с другими частями организма, а также, простите, с головой. Нет, не подумайте, чего плохого, не в том смысле, что они ненормальные, они нормальные, но всё-таки… Ладно разберем подробнее.
Что чаще всего болит и ломается у фигуристов? Ну ломается, как вы понимаете, всё, что в принципе можно сломать, смотря как упадешь. Но чаще всего, конечно, руки и ноги. А болят, в основном, ноги и спины. Как пишет в своей статье «Время спортивных технологий» заслуженный тренер России Леонид Райцин: «прыжки и вращения (обычно в левую сторону) рано или поздно скажутся на асимметричном строении тела фигуриста. С одной стороны развиваются левые мышцы брюшного пресса, с другой — правые мышцы спины. От того, что работа идет все время в одну сторону, искривление позвоночника — обязательная болезнь у фигуристов, а при падениях все это еще больше усугубляется». Добавьте сюда прочие бильманы и, пожалуйста, получите двукратную чемпионку мира Евгению Медведеву, которая уже не выполняет этот элемент в своих программах из-за больной спины. Или человека-киборга Евгения Плющенко, хотя вот он и вовсе пострадал практически зря. Всё-таки для мужчин бильман не такой уж и must have.
От многообортных прыжков больше всего страдает тазобедренный сустав. Это также профессиональное заболевание фигуристов. Также и голеностоп, колени и стопа. Собственно, все значимые части ноги страдают от выполнения прыжковых элементов ультра-си. А многократное повторение прыжков на тренировках приводят к усталостным переломам и разрывам связок. Но мы не забыли, да?, про мотивацию профессионалов – на кону деньги и слава.
Что заставляет взрослых фигуристов доводить себя до больничной койки? Неосторожность? Легкомысленность? Грустно читать о том, как взрослая фигуристка своими бездумными действиями довела сама себя до операции и длительной реабилитации. Всё-таки взрослые — не дети. Взрослые работают, заботятся о семьях, воспитывают своих детей, а порой и внуков. И подход к фигурному катанию, как к хобби, должен быть иным. Беречь надо здоровье.
Если сравнить, как тренируются профи и любители, то мы, конечно, тренируемся хуже, но тем нам и лучше.
Ну и в контексте данного разговора, хочется упомянуть о бережном отношении к ресурсам собственного организма. Взрослый спортсмен должен помнить: чем ты старше, тем больше времени нужно для восстановления физических и психоэмоциональных ресурсов. Работая на износ без должного восстановления, вы грубо рушите свой организм, что может привести не только к травмам, но и серьезным заболеваниям.
Снова обратимся к Леониду Райцину: «…Необходимо учитывать очень важный фактор: от предельной физической нагрузки спортсмен будет восстанавливаться 3-4 дня, от психологической — минимум 2-3 недели. После Олимпийских Игр некоторые спортсмены восстанавливаются несколько месяцев…» Кроме всего прочего, перетренированность ослабляет иммунную систему. Помните, как в свой первый взрослый сезон Елена Радинова заболела прямо на Чемпионате Мира? Вот это то самое, конец сложного сезона плюс форсированная подготовка сначала к ЧЕ, потом к ЧМ, организм не выдержал – получите температуру, головную боль, — болейте. Нам кружат голову видео с тренировками профессиональных фигуристов, нам тоже хочется скакать по скамейкам и ходить на бровях. Подключается и фитнес индустрия, впаривая нам образы рельефных, заметьте, молодых женщин, чаще всего профессиональных спортсменок, делающих планки и бёрпи. Не ведитесь на всё это. Думайте головой. У взрослого человека при перетренированности может понижаться или повышаться давление, появляется слабость и головокружения. Проверено на себе, уж поверьте. Загнать себя можно быстро, а восстановление будет долгим.

Другими словами, чем хуже по сравнению с профи будете тренироваться, тем лучше. Нормированные, с учетом возраста, а также образа жизни нагрузки – скорее приведут вас к успеху, чем изнуряющие ежедневные тренировки. Ведь для спортсмена-любителя успех измеряется не славой и деньгами, а удовольствием от любимого хобби.