Татьяна Ротова: «Я безмерно люблю фигурное катание»

kissandcry Фойе ,

Татьяну Ротову трудно не заметить. Она яркая, очень самобытная фигуристка. К тому же искренний и открытый человек, в чем вы сами можете убедиться, прочитав это интервью.

Что привело Вас в фигурное катание? Как давно Вы катаетесь?

Привела меня в фигурное катание как ни странно – болезнь, а точнее проблемы с позвоночником.

Я всю жизнь занималась спортом — фитнес, танцы. Очень любила танцевать — могла часами подростком упорно выкидывать коленца перед старым полированным шифоньером, повторяя какие-либо модные движения, увиденные по телевизору. И конечно секции — много разных спортивных секций. Но это в детстве… А потом было много лет посвящено фитнесу, и я решила поменять тренера на более активного и подвижного… и упс… просели шейные позвонки: от стэпа, как мне объяснил врач — они у меня короткие и мне противопоказана была вертикальная ударная нагрузка. Как итог: о спорте пришлось забыть на долгие 7 лет. Было даже больно ходить. Каждый шаг отдавался болезненным отголоском по затылку. От любой физической нагрузки краснели, как фары, глаза и лопались в них сосуды. Я не могла смотреть по телевизору ни одну передачу на тему спорта — становилось не по себе и хотелось рыдать от бессилия. У меня была повышенная гибкость спины, отличный шпагат — я всё потеряла за 7 лет … Я делала попытки вернуться в спорт, но всё заканчивалось одинаково: сильная головная боль и красные глаза. Особенно тягостны были занятия в любом зале — там душно и мало свежего воздуха, и мне сразу становилось плохо…

Но я не из тех, кто сдаётся. Я искала любой спорт, который мне бы подошёл… И вот дочкины коньки у меня на ногах, во дворе залит каток, я 15 минут на льду, где-то 10 болезненных падений…иииии… не заболела голова, совсем не заболела, зато тело было – сплошное синее месиво, и таким оставалось где-то год, поэтому я не боюсь падать: да больно — но синяков не остаётся, оно привыкло.

Потом были первые мои массовые катания. Я смотрела с восторгом на рассекающих лёд подростков, незаметно за ними пристраивалась и повторяла амплитуду их движений. У нас был единственный каток в соседнем городке — это за 20 км от Обнинска (г. Жуков). Там было жутко холодно (хотя он и крытый), и народа было так много, что катались мы, как кильки в банке – гуськом. Но это было радостное ощущение. Тем более для меня… хоть какая то физ.нагрузка. НО каток работал с октября по май, а мне совсем не хотелось расставаться со льдом и очень хотелось найти тренера, и учиться. Я поехала в Москву.

Первый мой московский каток — это каток в ТРЦ «Европейский», только тот первый — с баром по центру и Авербухом на льду, подкатывающим там звёзд перед шоу. Я ездила 2-3! раза в неделю в Москву кататься (это около 120 км до ближайшего катка), могла кататься часа 3 — сейчас мне скажи три часа покататься… да ну на фиг… ноги отвалятся, а тогда бешенная эйфория, и я не уставала. Часто приходила на лёд одна (и это в Москве). Я и охранник. Весело. Тогда фигуристов не пускали на лёд и строго по кругу только разрешали кататься.

Но, конечно, я учила элементы. Но если только начинала вращаться, сразу подъезжал инструктор на катке и делал замечание — нельзя! Это «нельзя» меня преследовало всю мою «фигурную жизнь» длиною в 10 лет. Нельзя делать на массовом катании ничего, кроме как кататься по кругу; нельзя на свободном льду мешать детям фигуристам — «А ну, тётка, пошла отсюдова… достала… мешаешь…» (думаю это слышал каждый взрослый фигурист) от сопливки лет 10, заходящей на прыжок; нельзя вставать по центру катка — тебя сразу выдавит «маститый» тренер, молча подведя своих учеников тебе под ноги, скажет им — «мы будем кататься тут», — я двигаюсь… и опять… и снова кому-то мешаю. Каждая тренировка как приносила радость, так и приносила ужас быть задвинутой, обруганной. И ещё это раздирающее чувство изнутри… Я никогда не смогу как они… эти дети. И каждый новый тренер говорил: «Ну они же дети, что ты хочешь. Вам не дано быть фигуристами, так — ковыряете лёд и не дышите тихо».

А потом был первый тренер. Первая тренировка прошла так: «Смотри, как я могу!» — и моя тренерша с упоением носилась по льду и выделывала па. «И вот ещё как я могу», а я стояла остолбенев: «А зачем я пришла на эту тренировку?!»  Потом она подъехала ко мне и говорит: «Ну, покажи, что умеешь?»  Я говорю: «Ёлочку…». «Ха- ха- ха…да разве это ёлочка? Вот как надо делать ёлочку!»  И опять моя тренерша улетела по катку… а я стою… и так со всеми скудными элементами, что я умела, был повторен этот сценарий! Но я не видела других тренеров и думала, так и надо, наверное. На вторую тренировку она не пришла, забыла про меня! Но я была только рада.

Примечателен был и второй мой тренер — это был жутко красивый молодой человек Серёжа. С шикарным скольжением. Он выпорхнул на лёд как сказочный эльф. И сразу начал меня учить витиеватым шагам: у меня заплетались ноги, я падала, он стоял смотрел, как я на трясущихся ногах поднимаюсь, опять с досадой выделывал очередной крендель и говорил: «Повтори!» Да как же это повторить? Это для меня были китайские иероглифы. Я выдержала 15 минут этой тренировки, отдала ему деньги и сказала: «Вы уже идите, я сама тут повторю пройдённый урок», и выдохнула полной грудью, когда он исчез. Этих двух шедевральных тренеров я больше не видела и не хотела видеть. Наверное, смешно это читать, но это было так на заре становления взрослого любительского фигурного катания…

Потом было несколько тренеров, которые чему-то учили, чему -то учили неправильно или не учили тому, без чего не получится хорошего скольжения. Это грустно осознавать, но так было, и другого просто не было…

Потом я встретила своего тренера Веру Николаевну Григорьеву, точнее меня ей передали как переходящее знамя (меня так несколько раз передавали, как очень исполнительную и послушную ученицу), и она меня переучила всему, абсолютно всему. Сказать, что я была в шоке — ничего не сказать… как же так… все эти 4 года я занималась чёрти чем, но совсем не фигурным катанием. Вот только Вера и научила меня понимать и, главное, выполнять грамотно элементы фигурного катания. Я через годы несу в себе все ее уроки, все ее слова и передаю это своим ученикам, и они меня понимают, потому что не будучи профессиональным фигуристом, я, пропустившая через себя все сложности и проблемы, могу донести до таких же любителей, как можно сделать тот или иной элемент.

По поводу учеников — конечно их немного: взрослого человека на долгое время на льду не удержать, многие «ломаются» и исчезают: больно, страшно, сложно, да и неохота, вон оказывается сколько всего надо уметь и много тренироваться, чтобы было красиво. А зачем им такие напряги? Тем более я говорю о «провинции». Это 100 км от Москвы, а я одна на всю округу в 70 км. У нас нет для взрослых любителей ничего из арсенала фигурного катания: профессиональных тренеров, секций фигурного катания, до недавнего времени не было толком и льда. Сейчас я не жалуюсь — настроили катков по окрестностям в радиусе 30-70 км с хорошим стабильным расписанием. Свершилось! И, главное, нам, любителям, можно! Нас никто не трогает и не выгоняет со льда, наоборот удивляются — надо же: «А что такие, как вы, существуют?»

Как строите свой тренировочный процесс? Есть ли тренер? Как часто Вы тренируетесь?

После череды травм (перекрученная спина, лопнувший мениск колена и т.п. — у кого их нет?!), я решила тренировать саму себя. Не думайте, что я прям всё знаю и умею — нет (да и не реально это взрослому любителю), но я многое изучила именно сама, пролонгируя знания, полученные от тренера на новые элементы, много наблюдаю за тренирующимися детьми и их тренерами и могу выучить элемент «подглядывая» за ними.

Да, у меня в арсенале нет широкого набора всех элементов, но то что я умею- я действительно умею и постоянно оттачиваю до совершенства, прислушиваясь к своему телу: …типа … ага…вращение ускорилось, а что ещё сделать, чтобы оно стало быстрее…и нахожу способы его улучшить. Программы я ставлю себе, сама, наверное, уже около 10 штук поставила (смотрю на оценки судей- если они низкие за пару прокатов, программу убираю). Мне так намного проще. Я их компоную из того, что я умею и самое главное с большей долей вероятности смогу выполнить на соревнованиях. На домашнем льду у меня программа может быть сложнее по переходам, компонентам, элементам, но непосредственно перед соревнованиями с учётом волнения и ситуации на месте — могу кое-что убрать, заменить или добавить из программы по ходу тренировки перед прокатом.

Сейчас я тренируюсь в среднем 4 дня в неделю. По часу. Иногда по два — когда есть на это силы. Есть же ещё работа, да и дача — цветочки и витамины — не должна быть забыта. На данный момент осталась одна ученица, я ее везде вожу с собой, когда она хочет, естественно. Ей много лет, тоже всё болит, но она не сдаётся, пока не сдаётся, остальные как-то потихоньку испарились. Я с радостью всем помогаю, но желающих не так и много, как, казалось бы. 10 минут тренировки, и я их больше не вижу: вот так им зело страшно становится (наверное, со стороны им кажется всё это раз плюнуть… э нет!), хотя мне никогда их не понять… Для меня пропущенная по каким-либо причинам тренировка — самое печальное событие.

Были моменты, когда я утром перед работой ездила за 70 км в Подольск на свободный лёд. Но таких фанатов, как я, очень мало. Я безмерно люблю фигурное катание. Лёд даёт мне силы, вдохновение, желание творить и невероятную радость!

Мне запомнилась Ваша шуточная программа артистик этого сезона. Расскажите, как рождаются Ваши программы — идеи, образы, костюмы? И какие планы на следующий сезон?

По поводу интерпретации на тему шуточного балета – как вы уже поняли – это была моя идея! Я даже посетила настоящий балет ради изучения движений балерин и их костюмов. Идея программы приходит сама. Сначала я себе в плеер накачиваю много разной музыки, потом пытаюсь под нее скользить, и если элементы фигурного катания хорошо ложатся на мелодию, то у меня постепенно вырисовывается образ программы и мысль, которую я хочу донести зрителям. У меня не было ни одной своей программы с бессмысленным набором элементов лишь бы под что и лишь бы как. Это всегда осознанный танец. Следующую свою произвольную я посвящу всем травмированным взрослым любителям, которые нашли в себе силы снова выйти на лёд и продолжили тренировки и выступления. НО это сложная психологическая конструкция, пока следующий сезон начну с балета)) И буду пытаться воплотить этот замысел. Костюмы тоже придумываю сама. но их дорабатывает швея с учётом тонкостей пошива изделия.

Чему должен научится взрослый фигурист, чтобы о нем говорили, что он хорошо катается?

По поводу вопроса, как надо кататься взрослому любителю, чтобы это было красиво и правильно, то думаю, здесь решение одно: тянуть носок, держать корпус и красиво располагать руки (не смотреть на лёд — это ужасно) и визуально это даст великолепный образ — даже, если фигурист не умет делать ничего сложного).

Ну а по хорошему — только научившись плавному рёберному катанию, можно создать красивое представление.  Ведь, согласитесь: прыжки наши одинарные в большинстве своём какие-то у нас выдавленные и скукоженные, скорее похожи на перескоки, да и стОят не так дорого в судейских оценках.

А вот вращения — это моя безграничная отдельная любовь, я могу всю тренировку провращаться и быть счастливой, ну, очень я их люблю, особенно заклон (я его редко выполняю на соревнованиях из-за волнения). И вот думаю, именно хорошие центрованные скоростные вращения могут дать значительное преимущество и в оценках, и в целом поднять рейтинг конкретного взрослого фигуриста.

Лично для меня самая большая сложность — это, наверное, двойные прыжки, и не потому что скорее всего так сложно, сколько просто страшно: прыгнуть и не встать больше, что-нибудь себе сломав.

Как Вы выбираете, в каких стартах принимать участие? Что является определяющим фактором при выборе? Какой старт прошлого сезона запомнился больше других? Почему?

Ох уж эти соревнования… Каждый из нас рвётся на них, а попав, трясется как заяц перед стартом и думает: «Ну, зачем мне это надо: эти волнения, эти две минуты, позора», — а ведь надо! И очень надо! Соревнования нам показывают уровень, которого мы достигли и четко расставляют всё по своим местам, по крайней мере, для меня. Я приезжаю после них обновлённая, с пониманием – над чем мне надо поработать, с новыми идеями и вдохновением. Своего рода перезагрузка. И как не на соревнованиях можно встретить так много единомышленников и завести новых друзей из разных городов и даже стран. Это просто бонус какой-то!

Да, было дело — обижалась на оценки, сейчас — совершенно нет! Значит, заслужила, ведь мы часто лукавим — ой! ай! — нас засудили! Так ведь каталась бы чисто и всё выполнила, никто бы не «засудил». Я считаю так — сама виновата, не доработала, не собралась, ну, переволновалась в конце концов — но это же может произойти с каждым из нас!

Соревнования выбираю по количеству участников. Можно сказать, не люблю «междусобойчики», три участника — три призовых) Предпочитаю здоровую конкуренцию, тем ценнее полученные оценки. Из соревнований, которые предпочитаю, хочу отметить все соревнования Питерской Лиги фигурного катания, Клинский лёд и Соревнования клуба Финист (хотя на первых соревнованиях судейство на Финисте сильно удивляло, сейчас наладилось). Почему именно эти выбрала? Достойная организация, много участников, адекватное судейство. Ну и для меня с моей занятостью они самые удобные по местоположению. Выделить какие-то соревнования отдельно — не могу. Они для меня равнозначны — на каждом свои неповторимые эмоции и впечатления!

Если бы было несколько аудиторий, в которых собрали бы взрослых фигуристов, судей, тренеров и зрителей, что бы Вы им всем сказали?

Что бы я сказала? Судьям – судите честно! Зрителям — больше внимания к выступающему, доброе слово способно растопить лёд! Соперникам — нет места злости и зависти! (за каждой победой стоят огромные усилия. Получил низкие оценки — прими это, значит ты просто где-то поленился и не доработал!)

Похожие записи

Просто бред

Посмотрела вчера первую серию нового сериала про фигурное катание «Последний аксель». Что сказать? Это просто бред. Такая же нелепость, как […]

Шоу или соревы?

Если бы вам, взрослому фигуристу, пришлось выбирать — выступить на соревнованиях или на шоу? Что бы вы выбрали? У меня […]

«Драгоценное хобби»

Ковычки, в данном случае, не ирония, а цитата из интервью композитора Кирилла Рихтера. Дело в том, что для Кирилла музыка […]

Добавить комментарий