Подлинное искусство

kissandcry Нет рубрики

Рассказывая о своих, и не только, приключениях в мире фигурного катания, мы нередко упоминаем сочетание «балет на льду». Если точнее, обычно это звучит в контексте соревнований ледовых коллективов и в купе со словом «спортивный». Спортивных балетов на льду много во всем мире, в частности, и в России, особенно детских. Однако мое понимание слова «балет» совершенно расходится с тем репертуаром, который демонстрируют ансамбли. Он неплох, но балет — это же что-то возвышенное, разве нет? Лично для меня балет ассоциируется с классической музыкой, либретто, красивыми линиями солистов и отточенными движениями кордебалета.

Это ни в коем случае не камень в огород ансамблей, хотя всем нам есть, чему поучиться у настоящих артистов балета. А термин «спортивный балет на льду» действительно употребляется в соревнованиях. Так что и придраться не к чему.

Фигурное катание мне нравилось всегда, оно красиво во всех своих проявлениях, если его касается талантливая рука. Но во всем этом многообразии видов мне не хватало чего-то одного — совершенного, законченного, однозначно возводящего фигурное катание в ранг искусства. И, кажется, я нашла недостающий элемент.

Нашла совершенно случайно, просматривая ленту Instagram. И не могла оторвать глаз от увиденного, настолько это казалось невозможным. Да, я увидела настоящий БАЛЕТ на льду! Я пересматривала один отрывок за другим, настолько это было прекрасно! Как позже выяснилось, обитает оная труппа в самом логичном городе — Санкт-Петербурге. И это — Государственный балет на льду Санкт-Петербурга! Единственный в мире Балет на льду! Слышали вы о таком? Я — нет! А если бы слышала, то в следующую же поездку в северную столицу побежала покупать билеты на «Лебединое озеро» или «Спящую красавицу» — да, именно такие балеты в репертуаре ледового театра.

Создан Государственный балет на льду был в 1967 году русским хореографом Константином Боярским. А сейчас руководителем является Константин Рассадин, бывший солист Мариинского театра. Чувствуете, откуда ноги растут? Балетная школа… Когда-то в труппе Балета выступали выдающиеся Людмила Белоусова и Олег Протопопов!

Вообще, даже в спорте фигуристы часто прибегают к помощи артистов балета. Русский балет — это традиции, которые складывались столетиями, а прошедшие балетную школу артисты — уникальные профессионалы, глубокие и знающие — такие везде нужны.

Государственный балет на льду Санкт-Петербурга, «Лебединое озеро»

Чем меня так поразило минутное видео, снятое зрителем партера на обычную телефонную камеру? Я просто увидела балет, который от настоящего отличала только обувь — коньки. Этого достаточно.

В основе всех постановок Балета лежат классические либретто, разве что немного скорректированные постановщиком — но это обычная театральная практика. В остальном же — костюмы, музыка, партии — насколько это возможно, приближены к оригинальному балету.

Если обычно, приходя на шоу, мы привыкли видеть большой каток, зрительный зал по всему периметру (или хотя бы трибуны с трех сторон), спецэффекты и прочие атрибуты ледовых шоу, то здесь зритель находится лишь с одной стороны (есть своеобразные кулисы), ледовое пространство гораздо меньше стандартного поля, а главный эффект производят сами исполнители своим катанием.

Привычные театры на льду, Holidays on Ice, Disney, постановки Е. Плющенко, И. Авербуха и прочих — все это формат шоу, какими бы «балетными» названиями они ни обзывались. Солисты в них, как правило — титулованные спортсмены, завершившие карьеру. Они — срывают аплодисменты, привлекают зрителей, именно на их громких именах держится спектакль. В кордебалет таких шоу тоже попасть непросто — там танцуют мастера спорта, бывшие одиночники, парники и танцоры. Как ни крути, они не привыкли работать в команде — а это нарабатывается не за один год.

В балете тоже есть солисты, которых знают, ждут, принимают особенно тепло. Но кордебалет здесь — неотъемлемая часть сюжета, не менее зрелищная, чем выходы солистов. Как например, сцена «Тени» в балете «Баядерка» или «Танец виллис» из балета «Жизель». Это цельные, талантливо поставленные композиции, где все артисты кордебалета, словно одно целое. Вот это производит впечатление.

В фигурном же катании, как оно есть, пары, танцевальные дуэты и одиночников можно сравнить с танцовщиками, исполняющими вариации. К кордебалету наиболее приближено, пожалуй, синхронное катание — в нем так же, как и в балете, от фигуристов добиваются абсолютной синхронности, красоты линий, ощущения целостности.

Государственный балет на льду Санкт-Петербурга, «Лебединое озеро»

Многие танцовщики кордебалета Большого и Мариинского театров в интервью открыто говорили о том, что не стремились стать солистами, хотя у некоторых из них даже была возможность попробовать это. Просто однажды он осознали, что им нравится быть частью грандиозного действия, одним среди 20-30 танцовщиков, работающих как одно целое. И, поверьте, это реальный труд, и он РЕАЛЬНО очевиден, хоть тяжесть его внешне незаметна.

Мне кажется, балет на льду в том виде, в каком он реализован в Санкт-Петербурге, и есть подлинное искусство, логическое следствие накопленного годами спортивного мастерства в сочетании с имеющимся культурным наследием. Это кропотливая, многосторонняя коллективная работа и культура, которая должна прививаться с детства. И как было бы здорово, если наравне в Вагановской Академией русского балета в недалеком будущем появилось подобное училище, взращивающее артистов ледового балета! А наряду с Большим и Мариинским театрами, также известен был, к примеру, Государственный балет на льду Санкт-Петербурга. А пока жаль, что многие фигуристы даже не слышали о существовании такой труппы.

Похожие записи

Некоммерческое предложение

Дорогие наши читатели! Мы уже с вами давно знакомы, и всем тем, что узнаем, стараемся делиться с вами, ничего не […]

Two Faces of the Games

It is really weird that professional figure skating is full of children behaving like serious adults: they work hard from […]

Две стороны одних Игр

Вот странное дело: в профессиональном спорте дети ведут себя по-взрослому — с самых ранних лет трудятся на износ, чтобы добиваться […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *