Еще один шедевр.

kissandcry Ледовая арена, Хореографический зал

Единственная программа с ЧР 2019, которую лично мне хочется пересматривать, — это ПП Максима Ковтуна на музыку Бизе-Щедрина «Кармен-сюита».  Всё сошлось в этой программе и музыка, и постановка, и исполнение, и костюм. В общем, всё.  Но лучше обо всем по порядку.

Музыка. Появление «Кармен-сюиты» — заслуга Майи Михайловны Плисецкой, которой очень хотелось воплотить образ Кармен на балетной сцене. Говорят, что Майя Плисецкая обращалась к маститым советским композиторам Дмитрию Шостаковичу и Араму Хачатуряну с просьбой написать балет на сюжет новеллы Проспера Мериме. Но они оба отказались по разным причинам. И тогда великая Плисецкая вспомнила, что у нее прямо дома есть замечательный советский композитор, ее муж Родион Щедрин. Вот он-то и взялся за это дело, а как же иначе?  Музыка «Кармен-сюиты» — аранжированные для струнных и ударных  инструментов фрагменты одноименной оперы Жоржа Бизе, а также сюиты «Арлезианка» того же автора.  Сказать, что получилось хорошо, значит ничего не сказать. Получилось у Родиона Щедрина просто гениально, и теперь эта музыка постоянно присутствует на чемпионатах и первенствах по фигурному катанию без ограничений ни по возрастному признаку, ни по национальному.  «Кармен-сюита», в которой объединились сразу два музыкальных гения,- это музыка всех времен и народов, общепризнанный балетный и фигурнокатательный музыкальный шедевр.

Далее. Постановка.  Для Майи Михайловны постановку «Кармен-сюиты» осуществил кубинский хореограф Альберто Алонсо. По тем временам , а был 1967 год, хореографию балета можно было назвать революционной. Действительно, сама постановка довольно необычна и оригинальна. Однако, можно с уверенностью сказать, что в успехе того балета ключевую роль сыграла не сама хореография, а скорее присутствие в нем великой Майи Плисецкой.  Так бывает и в фигурном катании, когда посредственная в хореографическом плане программа цепляет и вызывает восторг только потому, что ее исполняет популярный на данный момент спортсмен. Например, Алина Загитова.  Для Алины программу на музыку Кармен поставил Даниил Глейхенгауз. Что сказать об этой программе? Только то, что ни исполнительница, ни хореограф просто не доросли до этой музыки и до этой темы.  У Глейхенгауза, который всю хореографию сводит к попаданиям в акценты, просто вышел новый «Дон Кихот» только в миноре. В хореографическом же плане талантливой спортсменке не предложено было ничего нового, на чем бы она могла расширить свой хореографический кругозор.    Совсем другое дело – постановка Петра Чернышева для Максима Ковтуна. Здесь просто чувствуется совершенно иной уровень восприятия музыки и хореографии.  Это когда – музыка не фон, это когда музыка и хореография существуют неразрывно друг от друга.  Музыка диктует темп, характер движений и сами движения. Посмотрите, как Максим отчаянно бежит после каскада лутц-ойлер-сальхов и яростно влетает в шаги, которые также продиктованы музыкой.  И финальные вращения только повышают градус напряженности и также очень точно слиты с музыкой. В общем,  произвольная программа Максима Ковтуна – это большая творческая удача Петра Чернышева. И смотреть эту работу одно удовольствие и спасибо ему большое за это, и низкий поклон.

Хочется отметить и исполнение.  Мне не хотелось бы сейчас говорить про четверные и триксели, это как раз та самая видимая, лежащая на поверхности часть фигурного катания, которую воспринимать легче всего. Приземлил – не приземлил, упал – не упал, чисто – не чисто: куда уж проще. Хотелось бы отметить манеру исполнения,  характер жестов,  правильные темпы. Кстати о темпах,  сейчас, пожалуй, уже и не сыскать фигуристов способных в одной программе продемонстрировать разные темпы исполнения.  Хотя раньше, давно, программы фигуристов всегда состояли из нескольких различных по темпу частей. Например, первая и третья части были чаще всего быстрыми, а средняя, вторая, медленная лиричная. И катались фигуристы – под быструю быстро, а под медленную – плавно.  Быстро не в смысле быстро бегали, а именно что демонстрировали быструю работу ног, искрометные по темпу разнообразные шаги. Не крюки и выкрюки, не скобы и петли, а именно разнообразные шаги именно под музыку.  Посмотрите, например,  произвольную программу Карен Магнуссен на чемпионате мира 1970 (!) года. Вы увидите там – интересные блоки,  сложные спирали со сменой ребер, ловкую мелкую работу ног в темповых частях программы. Также вы увидите там – прекрасный чинян с высоко подобранной опорной ногой, интересные выходы из вращений и заходы, кстати,   дупель во второй половине программы. И всё это великолепие – под музыку к балету «Спартак» Арама Хачатуряна.  Нынешняя тенденция- всю программу проводить под одинаково заунывную песенку-однодневку – никак не способствует появлению хореографических фигурнокатательных шедевров. Этому также не способствует узость музыкального и хореографического кругозора некоторых ведущих наших постановщиков.

И отдельно про костюм.  Мне нравится, что костюм у Максима Ковтуна не красно-черный. Костюм стилистически выдержанный, лаконичный. Он выделяется на фоне всех остальных традиционно красно-черных в истории фигурных Кармен-сюит.

В итоге, мы имеем произвольную программу, в которой прекрасно всё в комплексе. Это большая удача, с чем я вас и поздравляю.

https://www.youtube.com/watch?v=IiUMefRiXd8  Максим Ковтун

https://www.youtube.com/watch?v=5Xoc—RyS7I   Карен Магнуссен

Похожие записи

Что общего между…

СНОФом и храмом Саграда Фамилия в Барселоне? Когда я впервые побывала в Барселоне, а было это еще в прошлом веке, […]

Тепло, еще теплее.

  Развивается потихонечку взрослый спорт на моей родине.  Хотя и тяжело ему, стартов стало больше.  Организация взрослых стартов, вероятно, хорошее, […]

Всем миром, всем народом, всей Землей!

Ну, что, дорогие фигуристы, пришло время проявить самостоятельность. Так как никому мы кроме нас самих не нужны, пора позаботиться о […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *