А музыка звучит…

kissandcry Фойе, Хореографический зал

Порой трудно подобрать музыку для новой программы. А взрослому фигуристу труднее вдвойне, потому что кроме уровня катания следует учесть еще и возраст, который может быть уже довольно почтенным, и рост, и вес, который тоже может быть вполне себе почтенным. Если мне под 50 и ростом я под 2 метра, а про вес я вообще молчу, то согласитесь,  Дюймовочка (Золушка, Амели и далее по списку), уже не «моё».  Глупо, как мне кажется, изображать Джульетту, когда тебе за 40.  Хотя бывают и исключения, например, великая Галина Уланова покорила Европу, станцевав юную влюбленную в 47 лет. Но то ж Уланова!

Поэтому когда я готовила программу для ЮФ я долго думала над тем, какой должна быть моя музыка. С одной стороны, ЮФ – это совсем детский норматив, и надо было как-то вписаться в череду юных созданий, не выглядеть совсем уж динозавром, но с другой стороны, — и в детство впадать тоже вроде рановато.  (Хотя есть тут постоянные читатели, которые с удовольствием и давно записали меня в «неадекваты»).

Каково же было моё удивление, когда в категории Б ЮФ начали выходить юные дамы в красных платьях и кататься под страстное танго Роксан  или под музыку из мюзикла Чикаго ( обе спортсменки 9-11 лет).  Вот честно, я со своей программой «Перуанский вальс» просто почувствовала себя юной невинной девой.

Вообще вопрос выбора музыки и ее интерпретации в фигурном катании вопрос сложный. Фигуристки рано «как бы» взрослеют, потому что и заканчивать приходится довольно рано. И в 13-14 лет юниорки изо всех сил изображают роковых красоток и измученных страстью женщин. Что вовсе не органично во многих случаях. Нет, ну бывают, редкие исключения, уникальные таланты, которые действительно уже в раннем возрасте и чувствуют тоньше, и наделены особым восприятием, и музыкальностью, но это именно редкие случаи.  А бывает и наоборот. Выходит  взрослая уже фигуристка и катается, например, под музыку из Гарри Поттера. И в том, и другом случае – выстрел мимо цели, на мой взгляд.  Хотя  в случае с Гарри Поттером встречаются удачные варианты. Например, 15 декабря на соревнованиях в подмосковном Пересвете под вальс из этого фильма очень здорово прокаталась Мария Верещак. И очень хорошо поставлена  программа, и как раз под эту музыку, именно под эту. Конечно, Мария еще молодая взрослая фигуристка, но под этот вальс, мне кажется, могут и взрослые постарше кататься. В нем нет прямой отсылки именно к волшебным детским историям, он не связан накрепко ассоциативно с детско-юношеским миром фэнтэзи.

Всегда приятно видеть точные попадания:  выходит юная девушка и катает «девчачью» программу под хорошую, проверенную временем музыку.  Можно вспомнить произвольную программу Алены Канышевой этого сезона  на музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы». Точное попадание: и ушам хорошо и глазу приятно.

Еще хотелось бы вспомнить сейчас произвольную программу Елизаветы Берестовской, тоже этого сезона, на музыку В.А.Моцарта «Фантазия ре минор».  Прекрасный образ, даже и не юниорский еще, а детский  (ну и Лизе, если я не ошибаюсь, 11 лет всего), но очень изящный и гармоничный. Бегает по дворцовым дорожкам и играет с птичками маленькая аристократка. И на эту канву хорошо ложатся тут и там возникающие тройные прыжки.  Это именно катание под музыку, а не под те самые акценты, которые являются ориентирами для некоторых модных сейчас постановщиков. И платье Елизаветы идеально подходит под этот образ, и сама Елизавета тоже.

Мы уже писали о программе Анастасии Губановой на музыку Ф.Листа «Грезы любви» — тоже в цель.

Хорошую «девчачью» программу поставили в этом сезоне Рике Кихире. Я имею в виду короткую программу на музыку Дебюсси «Лунный свет». И она очень нежная, лиричная, очень подходящая для 16-летней хрупкой девушки. И Рика очень хорошо чувствует эту музыку, живет в ней. При чем все эти триксели и прочие сложности смотрятся в ее исполнении очень органично, не ломают восприятие.  Тем, кто удивляется – «откуда это у Кихиры такие высокие компоненты?» — советую присмотреться повнимательнее к нюансам, тогда вы увидите, что программа Рики Кихиры поставлена под музыку, а не наоборот, музыка подложена под программу.

Есть удачные постановки и у взрослых.  Там же в Пересвете выходил кататься в интерпретации серебро Владимир Борисенко.  И катался под музыку,  то есть он нашел движения рук и ног, которые требует именно эта музыка. И смотреть очень приятно и радостно.

Вообще основной массив программ фигуристов как у профессионалов, так и у любителей составляют программы, в которых музыка является больше фоном для выступления. То есть катается себе фигурист рядом с музыкой, увлеченно ковыряется в положенных «крюках», «петлях» и «выкрюках», а о музыке вспоминает только тогда,  когда в ней что-то стукнет, грохнет и тд, то есть цепляется за те самые акценты.

И есть малое количество программ,  в которых фигурист катается не рядом с музыкой, а в ней. Тогда вся программа подчинена музыке, и в ней есть много нюансов, которые востребованы именно этой музыкой, а не любой другой.  Такие программы зрителям трудно бывает понять и разглядеть, потому что они, возможно, не так эффектны, как те, в которых  лягаются под аккорды.

Причем даже на самом высоком уровне можно увидеть типичные балетмейстерские ошибки, например, иллюстративность. Приведу грубый пример: в музыке допустим присутствует звук находящегося в движении мотоцикла – и спортсмен изображает как он рулит мотоциклом… Или в музыке  есть звук открываемой бутылки и наливаемой из нее жидкости,  и фигурист «берет в руку стакан и выпивает из него»…

Еще одна ошибка, которую часто делают фигуристы и взрослые, и не взрослые, когда берут для своих программ музыку, под которую успешно выступал в предыдущем сезоне какой-нибудь топовый фигурист.  Мне кажется, неизбежно в таком случае последуют сравнения и , конечно же, не в пользу взрослого любителя. Если понравилась музыка, под которую стали олимпийскими чемпионами или чемпионами мира, Европы, России и т.д. и т.п. ваши любимые фигуристы, не спешите брать ее, подождите хотя бы один сезон, чтобы не возникало некомплиментарных для вас ассоциаций и сравнений.

Музыки в мире океан, в этом океане – море хорошей музыки. Но чтобы ее подобрать, надо научиться свободно плавать в этом море, а для этого необходимо музыкально образовываться, слушать больше разной музыки, тогда и ориентироваться будет легче, и попаданий будет больше.

 

 

Галина Никонова

Похожие записи

Ничто не мешает и вреда не будет.

Нас, бывает, тут поругивают за то, что мы считаем себя полноценными спортсменами. Говорят, не надо сравнивать себя с олимпийскими чемпионами […]

Что общего между…

СНОФом и храмом Саграда Фамилия в Барселоне? Когда я впервые побывала в Барселоне, а было это еще в прошлом веке, […]

Тепло, еще теплее.

  Развивается потихонечку взрослый спорт на моей родине.  Хотя и тяжело ему, стартов стало больше.  Организация взрослых стартов, вероятно, хорошее, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *